Учитель изобразительного искусства МОУ "Гимназия 2"
Дружинина Светлана Кимовна.
6 класс

Исторический жанр в русской живописи 19 века.
Урок-беседа

Цель: формирование представления учащихся о том, что историческая живопись основывается на широкие исторические знания, умении обобщать и раскрывать сущность исторических событий; воспитание чувства сопереживания, патриотизма; развитие умения внимательного, вдумчивого, серьезного восприятия художественных полотен; формирование умения грамотно высказывать свое отношение к произведению искусства.

Программное обеспечение:Компьютерная презентация, содержащая портреты художников, репродукции и фрагменты картин, контрольные вопросы.
Урок проводится в компьютерном классе.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Краткое описание правил поведения, работы с презентацией.
  2. Определение темы и цели урока:
  3. Слайд. Посмотрите на репродукции картин на экране. Что изображено на них? Когда произошли события, изображенные на картинах? Как понять, что эти события были давно? (Старинные здания, одежда персонажей) Каким словом мы объединяем события произошедшие давно? (События исторические). Как можно из всего вышесказанного сформулировать название жанра, в котором написаны эти картины?Учащиеся высказывают свои варианты ответов. На их основе формулируем определение.
    Слайд
    . Исторический жанр - один из важнейших в изобразительном искусстве, объединяющий произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.
    Слайд. Мы рассмотрим произведения в историческом жанре русской живописи 19 века.
    Как вы думаете, что вы должны узнать и запомнить?
    Учащиеся формулируют цели урока: познакомиться с художниками, работающими в историческом жанре; познакомиться с произведениями исторического жанра; понять ход работы над историческими полотнами.

  4. Беседа о К.Брюллове и его творчестве.
  5. Слайд. Портрет Карла Брюллова "Автопортрет" (1799-1852)

    Об этом русском художнике писал Пушкин, Гоголь. Им восхищалась не только русская публика, но и Западная Европа. Краткая справка о Брюллове, его биография (рассказ учащихся). Брюллов учился у своего отца-скульптора, затем в академии художеств, в Италии. Достаточно молодым был признан великим художником, был общительным и внимательным к своим товарищам. Выкупил из крепостничества Т.Шевченко, помогал художнику Федорову. Самая значительная его картина "Гибель Помпеи" (1830-1833).
    Слайд
    . Учась в Италии 10 лет Брюллов побывал на раскопках Помпеи, собирал все исторические документы о этом событии, попутно работал и за 3 года картина была написана. Это небольшой срок для полотна размером около 30 кв.м.
    Какие вопросы вы хотели бы задать автору? Почему герои картины одеты необычно? Какое событие изобразил художник? От кого бегут люди, чего они боятся? Как они относятся друг к другу?Учащиеся высказывают свои варианты ответов.
    Рассмотрим картину повнимательнее, в фрагментах.
    Слайд.
    Группа мать и сын. Мать умоляет сына спастись, но он берет ее за руку, стремясь спасти и ее.
    Слайд.
    Муж и жена, закрывшись плащом, бегут, спасая детей. Ребенок постарше в страхе прижимается к матери.
    Слайд
    . На ступеньках храма мечется толпа. Одни люди пытаются спастись в храме, другие спешат покинуть храм. В этой группе Брюллов изобразил и себя с ящиком красок на голове. Этим он показывает, как глубоко сопереживает давно погибшим людям, что считает себя очевидцем.
    Слайд
    . Взрослые дети выносят парализованного отца на руках.
    Как вы думаете, что хотел сказать художник этим полотном? Учащиеся высказывают свои варианты ответов. На их основе формулируем вывод: несмотря на трагичность происшедшего, люди прекрасны, исполнены благородных чувств. Смертельная опасность не уничтожила красоту человека, выявила высокую духовную силу.
    Все, кто видел эту картину поражался ее масштабностью и грандиозностью. Это шедевр русского искусства.
    Пушкин писал:
    Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
    Широко развилось, как боевое знамя.
    Земля волнуется, - с шатнувшихся колонн
    Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
    Толпами, стар и млад, под воспламененным прахом
    Под каменным дождем бежит из града вон.

    Эта картина посвящена не одному герою (как было в историческом жанре раньше), а человечеству, его судьбе. На смену исторической условности пришла историческая правда. Изображение смены исторических эпох, образ трагизма и неодолимости "переменных моментов" в истории человечества - так воспринимали полотно первые зрители. Герой картины - народ, показанный в момент трагической гибели и сохранивший достоинство и величие.

  6. Беседа о Сурикове и его творчестве.
  7. Слайд. Портрет Василия Сурикова "Автопортрет" (1848-1916)
    Один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Каждая его картина это целая поэма о борьбе, страданиях, героизма и трагических испытаниях русского народа.
    Краткий рассказ о биографии Сурикова (сообщение учащихся) Талантливый художник из Красноярска, учился в Петербургской академии художеств, закончил с золотой медалью. Затем поселяется в Москве и пишет под впечатлением исторических мест этого города свое произведение "Утро стрелецкой казни". Затем в течение 6 лет Суриков вынашивает замысел одного из известнейших его полотен.
    Слайд
    . Боярыня Морозова. (1887) 4 года писал картину.
    Тема конфликта, в котором главный герой погибает не предав своих убеждений. Боярыня Феодосия Морозова вступила в личное противоборство с правящим режимом (церковный раскол, при котором русская церковь под влиянием нововведений Никона, принимает западные каноны, часть церкви остается верной старообрядческим правилам), за что была заживо погребена в земляной тюрьме

    Какое взаимоотношение героя и толпы? Как люди реагируют на появление саней? Учащиеся высказывают свои варианты ответов.
    Рассмотрим картину внимательнее, фрагментами
    Слайд.
    Лицо боярыни Морозовой. Одинокий герой, отстаивающий свое убеждение. Лицо фанатично и жестко. Оно бледное пятно, обрамленное черным четко выделяется в центре картины. Высоко поднятая рука - призыв не отступать, следовать старой вере.
    Как реагируют люди из толпы?Учащиеся высказывают свои варианты ответов. На их основе формулируем выводы:девушка в платке, барышня в шубке, нищенка на коленях, юродивый - стоят справа, они сочувствуют, жалеют, сострадают, но не спешат присоединиться.
    Слайд.
    Мальчишка смеется, ухмыляется поп а лисьей шубе - воспринимают на потеху.
    Все персонажи списаны с реальных людей. Суриков писал: "Ничего от себя, все с натуры" Отсюда подлинная жизненная правда картины, одежда, дома, характеры действующих лиц. Сотни эскизов, этюдов, зарисовок понадобилось для создания окончательного варианта.

    Слайд. Раздумывающий над происходящим странник с посохом похож на Сурикова. Автор поместил этот образ справа от саней, в толпе сочувствующих.
    Что хотел сказать этим художник? Как он сам относится к сюжету картины?Учащиеся высказывают свои варианты ответов.
    Слайд Меньшиков в Березовке (1883)
    Опальный сподвижник Петра I, после смерти царя, в промозглой избе со своими дочерьми. Тяжелые испытания выпали на долю бывшего светлейшего князя, не сломили его.
    Как художник показывает силу характера Меньшикова?Учащиеся высказывают свои варианты ответов. На их основе формулируем выводы:массивная, величественная фигура, сжатые губы, плотный кулак, черты гордого повелителя.
    Каждый из персонажей "погружен" в себя. Старшая дочь печальна, она как-будто чувствует, что через полгода умрет в ссылке. Младшая в освещенной части избы читает книгу, ее ждет судьба по-лучше, она переживет ссылку.
    Как вы думаете, что хотем сказать художник этой картиной? Учащиеся высказывают свои варианты ответов. На их основе формулируем вывод:картина рассказывает не только о трагедии одной семьи, но и о трагическом переломе истории после смерти Петра I.

  8. Подведение итогов.
  9. Как вы понимаете слова Сурикова : "Нет ничего интереснее истории, только читая историю понимаешь настоящее"? Какие исторические события выбирают художники для своих произведений? Что нужно знать художнику, работающему в историческом жанре? Чем отличаются картины в историческом жанре от других жанров? Какие полотна вам понравились больше всего? Почему? В чем заключаются работа художника над историческим полотном?Учащиеся высказывают свои варианты ответов.

  10. Закрепление.


  11. Слайд
    . Как называются картины на слайде?
    Слайд. Назовите фамилии художников, портреты которых вы видите?
    Для чего художники пишут исторические полотна?
    Обращаясь к истории, художники выражают переживания, чувства и мысли своей эпохи, личное ощущение и понимание современности.

Реклама