Лад - средство музыкальной выразительности

В нашей школе для учащихся 5-х классов организованы занятия факультатива "Музыка и компьютер".
Учащиеся постигают азы музыкальной грамоты, используя новые информационные технологии. Одно из занятий мы и предлагаем вашему вниманию.
Тема урока: "Лад".
Цель урока: Определить понятие лада,показать, что лад является средством музыкальной выразительности.
Задачи урока:
1. Повторение изученного материала(интонация, мелодия);
2. Определить понятие лада и его разновидностей;
3. Средствами компьютерной графики изобразить минорное и мажорное настроение.
Ход урока:
1. Повторение материала;
2. Прослушивание музыкальных произведений;
3. Новый материал-лад и его разновидности;
4. Работа на ПК;
5. Итог урока;
6. Домашнее задание.
Для проведения урока необходимы: компьютеры, иллюстрации, музыкальный диск.

Учитель музыки: -Ребята, давайте вспомним с какими средствами музыкальной выразительности мы познакомились на предыдущих занятиях?
Учащиеся:-Мелодия, интонация.
Учитель:-А что такое мелодия?
Учащиеся:-Мелодия-это пение, напев, песня.
                  -Музыка, исполняемая одним голосом.
Учитель:-Ваши определения верны. Действительно, мелодия - это музыкальная мысль, исполняемая одним голосом.
Учитель:-А что такое музыкальная интонация?
Учащиеся:-Отражение настроения в музыке.
Учитель:-Иначе говоря, музакальная интонация-выразительное отражение действительности через звуки. А какие звуки бывают?
Ученики:-Устойчивые и неустойчивые.
Учитель:-Хорошо. Интонация вопроса, недоумения, удивления соответствуют в музыке неустойчивым интонациям звучания. Как они называются?
Ученики:-Неустойчивыми.
Учитель:-Утверждение, ответ, приказание являются более устойчивыми звучаниями. Как они называются?
Ученики:-Устойчивыми.
Учитель:-Правильно. Эти звуки могут звучать выше или ниже. Повышение звука называется диез, понижение звука-бемоль.В нотной записи они обозначаются # и b. Есть звуки, которые могут и повышаться и понижаться, они имеют двойное название. Откройте свои тетради и посмотрите на рисунок с изображением клавиатуры.


Учитель:-Нота ре может повышаться и понижаться, поэтому её звук имеет двойное название ре# и реb, также двойное название имеют звуки следующих нот-соль,ля. Звуки нот до, ми, фа, си имеют одинарное название. Давайте запишем в тетрадь ноты с двойным названием и с одинарным названием. А затем все вместе их прочитаем. (учащиеся записывают звуки, зетем называют их) Теперь давайте послушаем музыку, которую вы очень хорошо знаете.(Звучит музыка Чайковского "Вальс цветов"). Ребята! Неправда ли, музыка похожа на сказочную страну? А королевой этой страны является Гармония. Она любит когда звуки льются складно, красиво, созвучно. Грубые, несогласованные звуки Гармония не любит. Поэтому в музыке все звуки распологаются в порядке, они организованны в звуковую систему. Эту систему называют ладом. Давайте запишем в тетрадь определение лада.
Лад - организация устойчивых и неустойчивых звуков. Ясная и чёткая организация звуков придаёт каждому звуку мелодии новое качество: устойчивость, способность служить опорой или, напротив, неустойчивость, напряжённость, вызывает чувство незавершённости. Лад влияет на чувства и ощущения человека, когда он слушает музыкальное произведение. На протяжении многих веков разные народы создали множество ладов. В европейских странах распространение получили два лада - мажор и минор.Может кто-то из вас уже слышал эти слова и может сказать как он их понимает&
Учащиеся:-Мажор - весёлый, например, марш, а минор - это что-то грустное.
Учитель:-Вообщем-то, вы близки к истине. Действительно с мажором связывают представление о жизнерадостном звучании, уверенности и твёрдости, величавой торжественности, праздничности. Диапазон его использования очень широк: от мягкой, задушевной колыбельной, от настроений задумчивости и мечтаний до победно ликующих звучаний. А минор, действительно определяют как грусный лад. Но, это верно лишь отчасти. Выражение грусти возможно и в минорных мелодиях. Например, русская песня "Степь да степь кругом" В то же время, минорные мелодии оживлённого характера могуть быть весёлыми и жизнерадостными, только характер "красок" в них более мягкий и приглушённый. Давайте сейчас прослушаем музыкальное произведение Бетховена "Весёлое и грустное" и определим характер прозвучавшей музыки.
Учащиеся:-Сначала настроение музыки было радостным, потом грустным, опять радостным.
Учитель:-А как вы думаете, почему произведение закончилось мажорным ладом?
Учащиеся:-Чтобы настроение осталось хорошим.
                  -Чтобы показать что весёлое лучше грустного.
Учитель:-Конечно,чередуя различное настроение в музыке Бетховен хотел показать реальную жизнь. А мажорное окончание музыки утверждает что грусть всегда сменяется радостью.
А теперь давайте посмотрим на рисунок, он расположен на доске, и определим у кого какое настроение.
Учащиеся:-У девочки-грустное, у мальчика-весёлое.

Учитель:-Молодцы! А теперь порпобуйте сами нарисовать рисунки передающие мажорное и минорное настроение. Можно по-тихоньку напевать мелодию, соответствующую вашему настроению и постараться нарисовать образы, которые у вас возникают.
Учитель информатики:-Ребята, какую программу необходимо загрузить, чтобы можно было начать рисовать?
Учащиеся:-графический редактор-Paint.
Учитель:-А каке способы вы знаете для загрузки этой программы?
Учащиеся:-Можно щёлкнуть по ярлыку на Рабочем столе.
                  -Можно сделать щелчок на Пуск-Программы-Стандартные-Paint.
Учитель:-Как вы думаете, какие краски вам понадобятся для мажорного рисунка?
Учащиеся:-Жёлтый, розовый, голубой, зелёный.
Учитель:-А для минорного?
Учащиеся:-Чёрный, синий, коричневый, серый.
Учитель:-Какие инструменты вам понадобятся?
Учащиеся:-Распылитель, заливка, кисточка, резинка.
Учитель:-Отлично. Мышь в руки и начинаем работать.
Учащиеся садятся за ПК и создают свои рисунки.

минор мажор минор мажор

Рисование длится 20 минут. Затем каждый учащийся рассказывает, какое настроение он изображал. После обсуждения учащиеся возвращаются за парты и подводится итог урока.
Учитель музыки:-С каким новым понятием мы сегодня познакомились?
Учащиеся:-Мы познакоились с ладом.
Учитель:-Для чего нужен лад в музыке?
Учащиеся:-Лад выражает настроение музыки.
                  -Лад влияет на настроение тех, кто слушает музыку.
Учитель:-Правильно. А что общего между ладом, мелодией, интонацией?
Учащиеся:-Они делают музыку красивой, выразительной, разнообразной.
Учитель:-Молодцы, ребята. Можно сказать, что и лад является средством музыкальной выразительности, композиторы используют его для выражения настроения и содержания произведения. Запишите этот вывод в свою тетрадь.
А теперь давайте запишем домашнее задание: повторите средства музыкальной выразительности - лад, мелодия, интонация. На следующем уроке будет компьютерный тест.
Учитель информатики:-Всем спасибо за занятие. Пожалуйста, закройте все свои рисунки, не забудьте сохранить их: Мои документы-Школы-Факультатив-Фамилия. Аккуратно выключите компьютеры.
На этом занятие заканчивается.


 

 

Реклама