Записки охотника

Вы возвигли себе прочный памятник ...-"Записки охотника". И.А.Гончаров - И.С.Тургеневу (1868 г).

Петербурге в 1847 году возник "Современник". Этот журнал для Тургенева связан с блистательной страницей его художеста - там стали появляться "Записки охотника". В первом же номере "Хорь и Калиныч", доныне открывающий бесчисленные издания знаменитой книги. Рассказ вышел скромно в разделе "Смеси"! И подзаголовок ( "Из записок охотника")прибавил Панаев, редактор, "с целью расположить читателя к нисхождению". Успех "Хоря" оказался огромным. Приятели типа Белинского, Панаева прозрели, а Тургенев, ничего сознательно не делая, на самом деле повернул на очень свежий путь: пора было дать просто, поэтично и любовно Россию. Россию барско-крестьянскую... Изображалось тут и крепостное право. Но главное - любование нехитрыми народнми русскими людми, любвание полями, лесами, зорями, лугами России. "Записки охотника" - это поэзия , а не политика. Пусть из поэзии делаются жизненные выводы, поэзия остается сама по себе , над всем. От крепостного права следа не осталось, а художество маленьких тургеневских очерков не потускнело.

Писатель нарисовал в ней широкую картину русской действительности середины прошлого века, запечатлел образ народа, его живую душу, сохранившую высокие духовные и нравственные качества, чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека.

С чувством уважения и понимания рисует Тургенев в "Записках охотника" крестьян. Это запечатлено в образах крестьян, обратившихся к помещику с жалобой на притеснение и издевательства бургамистра ("Бургамистр"), крестьянского заступника разночинца Мити, который "крестьянам просьбы сочиняет, доклады пишет, сотенных научает, землемеров на чистую воду выводит..." ("Однодворец Овсянников"), неутомимого правдолюба Касьяна ("Касьян с Красной Мечи").

С особой красотой Тургенев изобразил внутреннюю красоту и величие духа крепостных крестьян. В рассказе "Живые мощи" писатель с восхищением говорит о мечтательнице Лукерье. Прикованная к постели неизлечимым недугом, она меньше всего думает о себе. Все ее помыслы напрвлены на то, чтобы легче жилось другим людям.

В рассказе "Певцы" Тургенев раскрыл поразительную способность русских крестьян чувствовать и понимать искусство, их тягу к прекрасному. С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе "Бежий луг" крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель стремится пробудить в читателе чувство любви и уважения к крестьянским детям.

Образы крестьян в "Записках охотника" показаны отнюдь не однозначно. Тургенев видел в крестьянской среде не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно искалеченных и развращенных, перенявших привычки и понятия своих господ. Таковы, например, камердинер Виктор, прерительно относящийся к полюбившей его простой крестьянской девушке ("Свидание"), и графская любовница Акулина, забрившая лоб за пролитый на платье шоколад ("Малиновая вода").

В "Записках охотника" Тургенев показал не только жизнь крепостной деревни. Крестьянам писатель противопоставил в своей книге образы помещиков. Среди них мы встречаем таких закоренелых крепостников, как Мордарий Аполлонович Стегунов ("Два помещика"), который с наслаждением прислушивается к звукам "мерных и частых ударов, раздававшихся в направлении конюшни". С нескрываемым сарказмом рисует Тургенев и образ степного помещика Ермила Лукича Чертопханова ("Чертопханов и Недопюскин"), который от скуки чуть ли не каждый день придумал, то лошадям хвосты стриг на картузы дворым людям, то лен собирался крапивой заменить, свиней кормить "грибами" или всех дворовых для порядка приказал "перенумеровать и каждому на воротнике нашить его нумер". Но, пожалуй, самое неприятное чувство вызывает образ "гуманного" помещика Пеночкина ("Бурмистр").

"Я рад, что эта книга вышла, -писал писатель,- мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы..."

Реклама