Любовная лирика
в 20-е и 30-е г.

Заметно меняется в 20-30-е годы по сравнению с ранними книгами тональность того романа любви, который до революции временами охватывал почти всё содержание лирики Ахматовой и о котором многие писали как о гламном открытии достижении поэтессы. Разумеется, расширение диапазона поэзии, явившаяся следствием перемен в миропонимании и мироощущении поэтессы, не могло, в свою очередь, не повлиять на тональность и характер собственно любовной лирики. Любовное признание, отчаяние или мольба, составляющие стихотворение, всегда кажутся читателю как бы обрывком случайно подслушанного разговора, который начался не при нас и завершение которого мы тоже не услышим:

"А, ты думал-я тоже такая,
Что можно забыть меня.
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе страшный подарок
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят.
Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным чадом
Я к тебе никогда не вернусь".

Это особенность ахматовской любовной лирики, полной недоговоренностей, намёков, уходящий в далёкую, хочется сказать, хемингуэевскую, глубину подтекста, предаёт ей истинную своеобразность.Героиня ахматовских стихов, чаще всего говорящая сама с собою в состоянии порыва, полубреда или экстаза, не считает, естественно, нужным, да и не может дополнительно разъяснять и растолковывать нам всё происходящее. Ахматова не боится быть откровенной в своих интимных признаниях и мольбах, так как уверенна, что её поймут лишь те, кто обладает тем же шифром любви. Стихи Ахматовой о любви - все!-патетичны. На стихи ранней Ахматовой - в "Вечере" и в "Чётках" - менее духовны, в них больше мятущейся чувственности, суетных обид, слабостей; чувствуется, что они выходят из обыденной сферы. Марина Цветаева в одном из стихотворений, посвящённых Анне Ахматовой, писала, что её "смертелен гнев и смертельна - милость". И действительно, какой либо срединности, сглаженности конфликта, временной договорённости лвух враждующих сторон с постепенным пероходом плавности отношений тут чаще всего даже и не предпологается. Если расположить любовные стихи Ахматовой в определённом порядке, можно построить целую повесть со множенством действующих лиц, случайных и неслучайных происшествий. Встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, равность, ожесточение, истома, поющая в сердце радость, незбывшиеся ожидания, самоотверженность, гордыня, грусть - в каких только гранях и изломах мы не видим любовь на страницах ахматовских книг. В лирической героине стихов Ахматовой, в душе самой поэтессы постоянно жила жгучая, требовательная мечта о любви истинно высокой, ничем не искажённой. Любовь у Ахматовой - грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство, заставляющее вспомнить библейскую строку:"Сильна, как смерть, любовь - и стрелы её - стрелы огненные".



Бессмертные стихи

Главная страница
Реклама