"Незаконная комета" поэзии Марины Ивановны Цветаевой вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было восемнадцать лет - сборник "Вечерний альбом" (1910г.) стал первым шагом юной гимназистки в творческое бессмертие.

B этом сборнике она определила свое жизненное и литературное кредо - утверждение собственной непохожести и самодостаточности, обеспеченных глубиной души.

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве и всегда ощущала себя детищем города, "отвергнутого Петром". Ее детство "лучше сказки" - прошло в непростой семье. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Отец ее - сын бедного сельского попа, уроженец села Талицы Владимирской губернии - вырос в таких "достатках", что до двенадцати лет сапог в глаза не видал. Трудом и талантом Иван Владимирович Цветаев пробил себе дорогу в жизни, стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Музей имени Пушкина, у подъезда которого прибита мемориальная доска в честь И.В.Цветаева). Мать - из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно одаренная, музыкантша, ученица Рубинштейна. Отец - искусствовед европейского масштаба, основатель и директор Музея изящных искусств, мать - редкостно одаренная в музыке ученица Рубинштейна. Сестры Марина и Анастасия (в будущем - писательница, оставившая интересные мемуары) Цветаевы рано осиротели - мать умерла от туберкулеза, когда старшей, Марине, было 14 лет, а Анастасии - 12 лет.

Отец, погруженный в науку и создание музея, любил детей, но не замечал, что они взрослеют. Не случайно поэтому Марина росла вне реальности: в мире культуры, книг, музыки, мечтаний, росла, по ее же словам, "мимо" времени. Домашняя атмосфера способствовала раннему пробуждению интереса Цветаевой к творчеству. Детство, юность и молодость Марины Цветаевой прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти - за границей (Италия, Швейцария, Германия, франция). Училась она много, но по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом - в каталических пансионах в Лозане и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. Окончила в Москве семь классов частной гимназии Брюхоненко (из 8-го класса вышла). В возрасте шестнадцати лет, прослушала в Сорбонне сокращенный курс истории старофранцузской литературы.

Первая мировая война и революция задели постольку, поскольку затронули судьбу ее мужа и детей. Ее муж С.Я.Эфрон был офицером, воевал в Добвольческой армии и эмигрировал вместе с остатками этой армии. У М.И.Цветаевой к этому времени было двое дочерей - Ариадна и Ирина. Сын Георгий родился позже, уже в эмиграции. В голодные годы "военного коммунизма" Цветаева была поставлена перед трагическим выбором: у нее не было возможности прокормить обеих девочек, и младшую Ирину она была вынуждена отдать в приют, где девочка умерла от голода. Помимо жизненных трагедий в первые годы революции (неизвестность судьбы мужа, бытовая неустроенность, голод, смерть маленькой Ирины). Цветаева переживает и творческую драму: обе ее книги "Версты" оказались непонятыми читателями, даже любивший и глубоко ценивший Марину Цветаеву Осип Мандельштам в статье "Литературная Москва" более чем резко отозвался о ее стихах (он подчеркнул несовременность субъективно-лирической поэзии в эпоху исторических катаклизмов).

Далее
Реклама