Творчество


Круто меняется с этих пор судьба Аркадия Гайдара. Нетрудно себе представить его состояние в ту пору. Гайдар был растерян: чем теперь он мог служить своей Родине? И тут, вовсе не внезапно, а вполне естественно и вовремя проснулась в нём детская привязанность к поэзии и литературе. Аркадий решил писать. Шёл 1924 год. Гайдар, очевидно, в это время начал писать "В дни поражений и побед".

Весной 1924 года эта книга уже была написана вчерне. Впервые он прочитал своё произведение матери, она признала его талант. В 1925 году Гайдар приехал в Пермь... Здесь происходят два важных события в его жизни: женитьба и рождение сына.

Он ещё не мог вполне определить себя, найти свою тему, своего героя и свой род поэзии, присущий его перу, хотя писал много. Аркадий ещё пока искал и многое отбрасывал сам. Важный для писателя вопрос занимал Гайдара уже в ту пору - как слить воедино поэзию, какую чувствуешь в себе, и время, в какое ты живёшь.
Гайдар садится за новую книгу. Он пишет с особенным вдохновением. Пишет день и ночь. Писать на этот раз легко: сюжет ясен, прост - это собственное детство: Арзамас, школа, гражданская война. Через три месяца новая книга окончена.
Её встретили в редакциях с восторгом. Как жизненно, умно, свежо! "Школа" печатается в Детгизе в 1930 году.

Гайдар задумывается над новой повестью о первой пятилетке, о колхозном строительстве тридцатых годов с его непримиримой классовой борьбой. Это были мысли о "Дальних странах". С "Дальних стран" окончательно определяется призвание Гайдара - быть детским писателем. С этой поэзией детства Гайдар больше не расстаётся, как не расстаётся со своей излюбленной темой - Красной Армией. Сам большевик, он рисует маленьких большевиков и учит их любить Родину, партию и свою прекрасную Советскую страну. Сам воин и советский патриот, он рисует маленьких воинов и патриотов и учит их защищать эту Советскую страну, верно хранить военную тайну и, чем возможно, помогать своей Советской Армии.
После "Дальних стран" Гайдар умолкает почти на два года.
Осенью 1931 года семья Гайдара распалась. Никто больше самого Гайдара не понимал так ясно своего несчастья, никто так сильно не страдал от него, как он сам.

Летом 1933 года на даче под Москвой Гайдар заканчивает "Военную тайну". Только труд успокаивал его. Осенью 1935 года закончена "Голубая чашка". Сам Гайдар считает её по художественным достоинствам лучшим из того, что было написано им до сих пор.
Сложнее, глубже, острее становятся темы произведений Гайдара. Осенью 1937 года в Солотче Аркадий задумал "Судьбу барабанщика" и начал работать. Важный вопрос ставит он в "Судьбе барабанщика" - что случается с детьми, когда они остаются одни, сами с собой. Книга вышла в свет в 1939 году. За это время в его собственной судьбе произошли перемены - он вступил в брак с Дорой Матвеевной Чернышевой.

Летом 1939 году в Солотче Гайдар закончил рассказ "Чук и Гек". Этот рассказ, полный непередаваемой прелести и бесконечной любви к Родине, многие другие критики справедливо признали одним из выдающихся в русской литературе.
После "Чука и Гека" весной следующего года Аркадий Петрович пишет ещё рассказ "Дым в лесу". И, наконец, подходит к главному труду своей жизни, который делает его имя известным всей стране, каждому школьнику - это "Тимур и его команда". Писатель должен смотреть вперёд, чтобы писать о сегодняшнем дне. Проницаемость и высокая идейность останется по-прежнему неизменными качествами его поэтического мышления. Сначала "Тимур и его команда" появился в форме сценария, который был закончен Гайдаром в начале апреля 1940 года. Повесть же Гайдар писал в июне - августе 1940 года, живя в Клину. Гайдар писал сценарий "Комендант снежной крепости", который был закончен им в январе 1941 года.
Весной он начал совершенно новый сценарий "Клятва Тимура". Мечтая создать целую серию картин: "Тимур в комсомоле", "Тимур в армии", но мечтам его не суждено было сбыться. О войне он услышал дома, за своим письменным столом, на котором лежала почти совсем готовая рукопись "Клятва Тимура". И снова уехал на фронт. Больше никто из родных и друзей его не видел. Видели только боевые товарищи и случайные люди, что встречались на его пути.
По рассказам некоторых из них, его видели на правом берегу Днепра, левый был уже занят врагами.
Сначала Гайдар примкнул к группе, выходившей из окружения, но, дойдя до деревни Леплява, он попросил разрешения остаться у партизан. Аркадий Петрович вступил в отряд. Отряд был небольшой, а Гайдар был в нём пулемётчиком.
Был он всегда весёлый, ходил по-прежнему в командирской шинели и носил, как обычно, полевую сумку, в которой хранилась тетрадь. В ней Аркадий вёл дневник партизанского отряда в виде писем к Тимуру. В неё записывал всё, что могло пригодиться писателю. Партизаны решили перебраться в другой лес. Ночью вышли на край деревни и залегли в кустах, а вперёд была выслана разведка. В разведку пошли Гайдар и ещё 4 человека. Аркадий Петрович шёл впереди. Стояла осень, было 26 октября. Начинало уже светать.
Он первым наткнулся на засаду, когда, ничего не ожидая, вышел из-за насыпи во весь рост в своей длинной командирской шинели. Враги были так близко, что Гайдар не успел даже вытащить гранату и вставить в неё запал. Он мог только сметрью своей открыть товарищам присутствие врага. Тогда, подняв руку, как поднимает её командир, подавая знак к атаке, обернувшись назад, точно за ним шло несметное войско, он громко крикнул: "За Родину! Вперёд!" - и один бросился в предрассветную мглу, навстречу врагам. Фашисты открыли стрельбу. Боевые товарищи были предупреждены об опасности. А Гайдар упал на насыпь. Фашистская пуля ударила его в самое сердце.
Похоронили его на следующий день путевой объездчик и стрелочник тайно, тут же, под насыпью. Но могилу его народ заметил хорошо и запомнил это место. Прах его перенесён теперь в Канев и похоронен в парке над Днепром.

Реклама