<
TD>

...Разумеется, ошеломляющий успех английского мюзикла не прошел незамеченным на Бродвее. Не прошло и года, как Уэббер получил предложение перенести постановку в Нью-Йорк. Таким образом, в 1987 году премьерный состав переехал в театр Majestic на Бродвее, и Призрак бросил к своим ногам еще и Америку.

Впоследствии Кроуфорд, Бартон и Дэйл Кристиен, сменившая Сару Брайтман, играли также в постановке "Призрака Оперы" в Лос-Анджелесе, под боком у Голливуда, весело конкурируя по популярности с киноимперией.

Разумеется, уход первого состава вовсе не означал, что спектакль снимали со сцены. Приходили другие исполнители, и все начиналось снова. Вскоре мюзикл был поставлен в Канаде, Австралии и вообще практически во всех англоязычных странах. Появились и постановки на других языках - немецком (Вена и Гамбург), голландском (Амстердам), шведском (Стокгольм), бельгийском (Антверпен), японском (Киото), испанском (Мехико), всего более чем в 90 городах мира. (А французы, наверно, обидевшись, что Уэббер утащил их сказку, опять не пошевелились.) Везде спектакль имел фантастический успех. Возникло фэн-движение, стали возникать фэн-клубы, в Интернете появились десятки, сотни, тысячи фэн-страничек, началась волна фэнского творчества. Снова вспыхнул интерес к роману Леру.

В настоящее время в Милане строится новое здание театра "Ла Скала", которое планируется закончить в 2003 году, и коллектив театра собирается открывать новое здание постановкой "Призрака Оперы". Уэббер сказал, что он этим очень польщен. Еще бы - мюзикл будет поставлен на новой сцене величайшего оперного театра мира!

В начале 2000 года провели подсчет: какой спектакль/фильм собрал больше всего денег за весь двадцатый век? И как вы думаете, что получилось? Титул "Шоу двадцатого века" получил мюзикл Уэббера "Призрак Оперы", который за 13 с небольшим лет собрал четыре с половиной миллиарда долларов - несравнимо больше, чем "Титаник", "Звездные Войны" или весь сериал о Джеймсе Бонде!

Маска Призрака

Все началось с того, что юной актрисе Саре Брайтман предложили роль Кристины в малоизвестном и малоудачном мюзикле Кена Хилла. Брайтман была тогда занята в других спектаклях, так что в мюзикле Хилла она играть не стала. Но об этом предложении узнал ее будущий муж - Эндрю Ллойд Уэббер. Он решил сам написать мюзикл по "Призраку Оперы" и написать партию Кристины специально для Сары Брайтман - танцовщицы и певицы с большим вокальным диапазоном.


В основном "Призрак Оперы" благодаря огромному количеству бездарных экранизаций воспринимался в основном как "ужастик"? Уэббер почти попался на это. Он задумывал будущий мюзикл как "ужастиковую" рок-оперу, нечто вроде популярного Rocky Horror Picture Show. Именно в таком стиле был сделан и рекламный клип на основополагающий дуэт, который, по словам Уэббера, "отражал будущий спектакль таким, каким я его видел". Партию Призрака пел рок-певец Стив Харли.

Ну и музыку же он написал. Человек, хотя бы немного разбирающийся в музыкальных сценических жанрах, в различных фрагментах спектакля может узнать их все! Тут вам и рок, и классическая "большая" опера, и веселый "зингшпиль", и оперетта, и эстрада, и современная классическая музыка. Причем похоже, что Уэббер своей музыкой прямо говорит: "Вот как надо сочинять-то!" Он использует очень нестандартный, новаторский подход к традиционным музыкально-сценическим жанрам, сплетая их, трансформируя друг в друга, обогащая и изменяя. На самом деле музыкальное новаторство Уэббера имеет здесь глубокий драматический смысл: сам Призрак ведь тоже был новатором в музыке, презирал традиционность, "застойность" классической оперы и трансформировал музыку в соответствии со своими собственными понятиями.

Вокальные требования к исполнителям главных ролей очень высокие. Например, партия Призрака написана для лирического баритона, но поют ее и тенора и баритоны - а как вы думаете, почему? Правильно, потому что, чтобы ее спеть, певец должен обладать голосом, захватывающим оба диапазона. В то же время немаловажна и сила голоса, и очень важна способность голосом передавать эмоции - ведь именно в этом была основа вокального могущества Призрака. Из женских партий самая сложная - партия Карлотты, с колоратурами и сильным напряжением голоса.


Чарльз Харт


Что касается либретто, то Уэббер, разобравшись с ситуацией с фильмами, решил голливудских ошибок не повторять. Он задался целью написать либретто, которое было бы настолько близким к оригинальному роману, насколько возможно. Разумеется, поскольку целый роман в двухчасовой спектакль полностью запихнуть нельзя и не нужно, были сделаны определенные изменения в сюжете, но Уэббер и его соавтор либреттист Ричард Стилго тщательно сохранили все идеи романа.

Кое-что, конечно, изменили кардинально. Образ Перса вообще исчез, а Мадам Жири из глупой уборщицы превратилась в мудрую балетмейстершу, которая все-все знает, Призраку помогает, а к Кристине относится как строгая, но заботливая тетка. Кроме того, был придуман суб-сюжет с постановкой оперы "Дон Жуан Торжествующий", неудачной попыткой уничтожить Призрака и его появлением на сцене в его собственной опере. Надо отдать должное Уэбберу и Стилго - эта сюжетная линия написана аккуратно и не нарушает канонизма образов и взаимоотношений главных персонажей.

Когда "костяк" либретто будущего спектакля был написан, потребовалось писать стихи. Стилго поэтом не был, прежний соавтор Уэббера Тим Райс был занят другим, так что Уэббер решил объявить конкурс. Претендентам давали кассеты с музыкой Уэббера и предлагали написать на нее текст. Победил двадцатипятилетний Чарльз Харт, либреттист и музыкант. Именно он написал потрясающие стихотворные тексты, так великолепно созвучные и музыке Уэббера, и роману Леру, полные и откровенной страсти, и скрытого смысла. В двадцать пять лет. Молодец!


Майкл Кроуфорд


Ну, разумеется, с исполнительницей роли Кристины вопросов не возникало - партия писалась для Сары Брайтман, именно Сара Брайтман и стала первой Кристиной. А вот с Призраком было куда сложнее. Когда рок в спектакле заменился на классический стиль, стало ясно, что Стив Харли на эту роль не подходит. Требовался певец совершенно иного плана. В то же время традиционные оперные певцы не годились тоже.

И вот однажды, когда Уэббер привез Сару Брайтман к преподавателю вокала немножко раньше назначенного времени, он услышал из-за стены прекрасный голос, певший итальянскую оперную арию. Композитор немедленно решил, что это именно то, что ему нужно.

Обладателем голоса оказался довольно известный в Великобритании комический актер Майкл Кроуфорд. Дело в том, что Майкл всю жизнь мечтал петь, но уроки классического пения стал брать только в сорокалетнем возрасте! Уэббер посетил финальное представление спектакля "Барнум", где Кроуфорд играл главную роль, потом побеседовал с самим Майклом и вскоре официально объявил, что роль Призрака будет петь Майкл Кроуфорд. Что произвело фурор и вызвало массу недоумения - никто не ожидал от Кроуфорда, знаменитого своими смешными-пресмешными ролями наивных, беспомощных молодых людей, ни сильного вокала, ни глубокого трагизма!

люстра

Падающая на зрителей люстра


На роль Рауля пригласили американского певца и танцора Стива Бартона, который работал с Джиллиан Линн в "Кошках", а впоследствии прославился еще и в венской постановке мюзикла "Бал Вампиров".

О том, как возникла лондонская постановка, наверное, можно горы написать. В подробностях история спектакля изложена в книге Джорджа Перри 'The Complete Phantom of the Opera'. Ставил мюзикл Харольд Принс (Harold Prince), известнейший режиссер мюзиклов. Дизайнер Мария Бьорнсон продумала оформление до мельчайших деталей, от огромной люстры весом в три четверти тонны (которая действительно падает!) и до тесьмы на костюмах. Хореограф Джиллиан Линн очень серьезно изучала полотна Дега, обратила пристальное внимание на традиции русского классического балета и научила своих балерин танцевальной пластике конца прошлого века.

фантом

Призрак


Слушайте Увертюру мюзикла


Слушайте дуэт "The Phantom of the Opera "


Облик Призрака был отдельной проблемой. Довольно быстро стало ясно, что придерживаться описания Леру возможности нет. Никаким гримом нельзя так исказить нормальное лицо, чтобы оно стало похоже на то, что описано у Леру (и чего добился в свое время Лон Чени), и чтобы этот человек мог одновременно еще и петь! К тому же маска очень мешает петь. В конце концов Мария Бьорнсон предложила гениальное решение - вертикальную полумаску, так что у Призрака оказалась искажена только одна половина лица; а грим разрабатывал Кристофер Такер, автор грима для фильма "Elephant Man". Наложение грима занимает два часа, полчаса - снятие, а теперь представьте себе, что этим приходится заниматься ежедневно. В общем, подготовка спектакля заняла всего год, но это был очень напряженный год для всех участников.


И вот, наконец, 9 октября 1986 года в лондонском театре 'Her Majesty's' состоялась премьера. Зрители были потрясены. Могущественная музыка никого не оставила равнодушным, оформление и эффекты были великолепны, люстра падала так, что зрители визжали от ужаса, а что касается Призрака - Кроуфорда - то тут вообще никто не понял: откуда взялся этот невероятный, берущий за душу голос, и откуда в бывшем герое комического сериала такой глубокий, отстраненный трагизм? Да прибавьте сюда великолепную, отточенную пластику, способность выражать свои чувства телом не хуже любого профессионального мима (не забудьте, что почти весь спектакль лицо Призрака закрыто!), нежную беззащитность образа и фантастическую в своей элегантности чувственность. Когда в конце спектакля Кристина уходила с Раулем, зал рыдал.

Рауль и Кристина

Рауль и Кристина


На следующий день пресса была полна самых восторженных рецензий. Майкл Кроуфорд в один вечер стал мегазвездой. Сара Брайтман очаровала репортеров своей юностью и непосредственностью.

Такого успеха не выпадало на долю еще ни одного мюзикла Уэббера, да и никакого другого. И уж разумеется, ни один из фильмов или спектаклей по "Призраку Оперы" никогда не мог похвастаться и десятой долей такой популярности!

Вот так наконец восторжествовала справедливость. Как ни изобретали, ни "осовременивали" сюжет голливудские умельцы, оказывается, все, что надо было сделать - подобрать подходящую интерпретацию (легко сказать), и старая грустная сказка о любви засияла ярчайшей звездой на культурном небосклоне!

The Music of the Night

"Музыка ночи"

Маска Призрака

Популярность грустного мюзикла все растет. В наше тревожное время компьютеров, секса и отчуждения все больше людей чувствуют себя неуверенными, ощущают одиночество, заброшенность, неоцененность. Все больше душ ломается под грузом ежедневного напряжения и безразличия окружающих. И людям действительно нужна музыкальная сказка о торжестве любви и истинной красоты. Не зря же иные по 50 раз ходят смотреть спектакль и по 50 раз плачут.

...А в театре 'Her Majesty's' мюзикл идет уже четырнадцать лет. Каждый день. И еще ни разу не было ни одного непроданного билета.


На главную страницу

Биография и творчество

"Кошки"

Заключение

Реклама