Личный выбор

в юности

Шостакович в юности

Едва переступив порог консерватории, Шостакович с головой уходит в бурную жизнь. Это началось даже раньше. Время было трудное, и 16-летний музыкант начал работать пианистом-иллюстратором в немом кино. Эта была изнурительная работа и суровая, но незаменимая школа для композитора. Шостакович много выступает, играя концерты Шопена, Чайковского, Прокофьева. Он продолжает давать концерты вплоть до 1930 года. Затем встала необходимость окончательного выбора: концертная деятельность или композиторская. С этого времени еще в течение четверти века Шостакович появлялся за фортепиано на концертных эстрадах лишь как исполнитель собственных сочинений.

Вначале было нелегко. В 1926 году он почувствовал сильный творческий кризис. Кризис сопровождался сомненями в правильности выбора пути. В один недобрый день юноша уничтожил тетради со своими ранними сочинениями; среди уничтоженных рукописей была опера "Цыгане" по поэме Пушкина. Потом композитор сожалел об этом опрометчивом поступке.

Пишетсся музыка к "Клопу".

У рояля Шостакович

и Вс.Э. Мейерхольд,

стоит В. Маяковский.

Но кризис продолжался недолго. Первые сочинения, последовавшие за симфонией,-две пьесы для струнного октета, фортепианная соната и "Афоризмы"- 10 фортепианных миниатюр. Дальше последовала первая опера Шостаковича - "Нос". В основу сюжета он положил фантастическую повесть Н.В.Гоголя. Опера сочинялась в 1927 году; была поставлена в 1930, выдержала 16 спектаклей, возбудила яростные споры, недоумение, протесы и исчезла со сцены. Шостакович руководил музыкалной частью в театре В.Э.Мейерхольда, а позже написал музыку к постановке "Клопа" В.Маяковского.

Вкладом Шостаковича в общее дело стали два балета. В балете-обозрении "Золотой век" композитор противопоставил два мира: социалистический и капиталистический. Он был поставлен в 1930 году, а уже в следующем на сцене появился новый балет Шостаковича - "Болт". "Золотой век" и "Болт" обладали многими недостатками. Они были примитивно схематичными в противопоставлении положительных и отрицательных пресонажей.

Среди произведений, написанных в первое послеконсерваторское 5-летие, только два крупных произведения не были связаны с прикладной, театральной и фильмовой музыкой. Это Вторая и Третья симфонии.Композитор не оставлял жанр, с которым был связан его выход на мировую эстраду и в котором ему было суждено одержать самые крупные творческие победы. Вторая и Третья симфонии были откликом на революционную современность, провозглашением в музыке ее идей.Обе они снабжены подзаголовками и приурочены праздничным датам революционного календаря: Вторая посвящена Октябрю, Третья - Первомаю. В работе над ними композитор нащупывал и осознавал принципы, которые привели его к творческим свершениям, составившим эпоху в передовой современной музыке.

В последующие годы большой художник рос и формировался, невзирая на неблагоприятные условия и творческие срывы, явилась вторая опера Шостаковича, "Леди Макбет Мценского уезда" или, как ее стали называть впоследствии по имени главной героини,"Катерина Измайловна". 1932 год стал для Шостаковича важным рубежом. После него он гораздо реже стал обращаться к сочинению музыки, связанной со словом, сюжетом, драматическим действием. В 1932 году вышел на экраны кинофильм "Встречный"."Утренняя песня", написанная Шостаковичем для этого фильма, стала одной из самых популярнейших советских массовых песен. Дальше композитор продолжает работать в кинематографе, и этот этап в его жизни имел очень важные последствия.

На главную страницу
Реклама