К концу 30-х годов на фронтах гражданской войны в Испании на стороне фашистских мятежников, которым помогали Гитлер и Мусолини, появились новые истребители Мессершмитта - Me-109E, которым заметно уступали наши "ястребки". В середине 30-х годов И. В. Сталин дал указание сделать самолет, который мог бы быть одновременно штурмовиком, разведчиком, ближним бомбардировщиком, и истребителем для сопровождения в полете бомбaрдировщиков.

И. В. Сталин сформулировал задачу так: "Самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько экземпляров, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов". Поэтому разработка велась под шифром "Иванов".

Самолет "Иванов" проектировали и строили в ЦАГИ на заводе опытных конструкций под руководством Павла Осиповича Сухого. "Иванов" проектировался в КБ как двухместный моноплан цельнометаллической конструкции с мотором Швецова М-62. Вооруженный шестью пулеметами ШКАС, он мог нести 200 килограммов бомб.

В сентябре 1939 года на базе бригады легких самолетов, возглавляемой П.О.Сухим, создается самостоятельное КБ. Павел Осипович назначается главным конструктором и директором опытного завода. Организованному КБ предстояло перебазироваться в Харьков.

Приступив к обязанностям главного конструктора, Сухой начал свою деятельность с модификации самолета ББ-1. Он предложил установить на этот самолет новый мотор мощностью 1100 л.с. Это позволило увеличить вес бомб до 600 кг. Машина успешно прошла испытания и под маркой Су-2 была принята на вооружение ВВС. Самолет Су-2 имел хорошие летно-технические данные, летал со скоростью 400 км/ч, хорошо маневрировал, был легким в управлении и в меру строгим на взлете и посадке. Четыре пулеметных установки давали возможность штурмовать живую силу противника на земле и отражать нападение вражеских истребителей в воздухе. Также самолет имел один пулемет сзади.

Принимаясь за работу над новым самолетом, Павел Осипович решает взять за его основу Су-2, но ввести в конструкцию элементы, присущие только самолету-штурмовику, - усилить наступательное стрелково-пушечное вооружение самолета и бронирование кабины летчика, для улучшения аэродинамических качеств изменить конструкцию шасси - у нового самолета они должны убиратьcя назад с поворотом на 90 градусов. Этот самолет получил условное название ШБ - штурмовик-бомбардировщик. Летом 1940 года он успешно прошел заводские летные испытания. Но главный конструктор на был удовлетворен этой машиной, поскольку она уступала самолету-штурмовику Ильюшина. Сухой прекращает работы над ШБ и приступает к разработке нового самолета-штурмовика.

Далее>>

Реклама