угол ул. Монастырская (Орджоникидзе), 10 и Кунгурская, 2 (Комсомольский пр-т, 4, 6)

   

g1.JPGЗдания бывшего Спасо-Преображенского монастыря, прежде всего кафедральный собор и архиерейский дом, расположенные на самой высокой точке приречной горы Слудки, -  наиболее значительные и монументальные сооружения старой Перми. В комплекс монастыря входили: двухэтажные каменные здания, расположенные по Набережной (Окулова), 1 2, 4, 6 до угла Кунгурской (Комсомольский пр-т); полукаменный дом на углу ул. Оханская (Газеты «Звезда»), 1 и Мона­стырская (Орджоникидзе), 8; консистория - двухэтажное ка­менное здание на углу ул. Оханская, 2 и Монастырская, 6; духовная семинария - трехэтажное каменное здание на Мона­стырской, 12; собственно здания главного архиерейского дома и кафедрального собора на углу ул. Монастырская, 10 и Кунгурская, 2 (Комсомольский пр-т, 4, 6).

История строительства собора такова.

Одновременно с учреждением Пермского наместничества императрица Екатерина II 31 марта 1781 года собственноруч­но подписала указ о переводе в новоучрежденный город Пермь мужского Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря.

Монастырь был основан в 1560 году братьями Строгановыми в селе Пыскор на правом берегу реки Камы. Он слыл богатейшим во всем Приуралье, но со временем пришел в упадок. Из-за ветхости зданий его не­сколько раз переводили в разные места.

Е. П. Кашкин, первый пермский наместник, посчитал, что этому знаме­нитому и древнему монастырю приличнее находиться в губернском цент­ре. Дело о переводе монастыря, начатое Кашкиным, закончил его преемник генерал-поручик А. А. Волков.

После официального упразднения монастырские постройки были разобраны и материал по Каме перевезен в Пермь. В 1789 году план нового Спасо-Преображенского монастыря был заказан в Москву. Проект стоил 151,5 тысячи рублей, а в Перми в наличии было лишь 8 тысяч рублей.

Под обитель отвели Слудскую гору, на которой, за исключением небольшого пространства, называемого Сенькиным по­лем, находился густой еловый лес. Его вырубили, оставив для будущего сада немного деревьев по краю камского берега и над речкой Медведкой.

Закладка обите­ли была произведе­на 25 мая 1793 года. Прежде других зданий в 1793-1798 годах возвели юго-западный жи­лой корпус и в нем устроили келейную церковь во имя св. Стефана, просветителя Земли Перм­ской, освященную 24 ноября 1793 года (по ошибке архитекто­ра алтарь выходил на северную сторону, и только через пять лет алтарь перестроили, и он стал смотреть на восток).

Дом построен в стиле русского классицизма (предположи­тельно, архитектором Г. X. Паульсеном); в 1853 и 1901 годах здание подвергалось реконструкции: первый раз - архитекто­ром Г. П. Летучим, второй - архитектором А. Б. Турчевичем. В постройке нашли свое отражение специфические черты уральской архитектуры: мощные стены из кирпича, толщина которых доходит до 2 м, металлические решетки в окнах, чу­гунные двери, чугунные полы напоминали воеводские дома-крепости.

С начала 1930-х годов здесь, в главном здании Архиерейского дома (16 декабря 1799 г. по указу императора Павла I была учреждена самостоятельная Пермская епархия, при этом Пермский мужской Спасо-Преображенский Монастырь был обращен в Архиерейский дом), располагается областной краеведческий музей.

Однако вернемся в конец XVIII века. В 1798 году была проведена закладка Спасо-Преображенского кафедрального собора, автором проекта которого, предположительно, был М. Ф. Казаков или его ученики. Постройка его продолжалась более 30 лет и закончилась в 1832 году.

В 1810 году за строящимся кафедральным собором с ул. Набережной был возведен, как писал священник И. Шестаков в книге «Краткий исторический очерк столетия Перм­ской епархии», «двухэтажный каменный корпус для помещения монашествующих и архиерейских певчих с домовой Крестовой церковью».

Строительство собора затянулось, и только в 1819 году был закончен летний храм собора во славу Преображения Господ­ня, а в 1820-м - теплый храм во имя св. Стефана. В летнем соборе был поставлен иконостас, взятый из Пыскорского монастыря. Иконы в теплый собор были пожертвованы президен­том Императорской Академии художеств, графом А. С. Стро­гановым.

В 1818 году на паперти собора заложена массивная коло­кольня, которая проектировалась архитекторами Л. Руска и П. Т. Васильевым. Окончательный вариант колокольни выпол­нен архитектором И. И. Свиязевым. Строили колокольню ар­тели подрядчиков Р. С. Белоногова и А. П. Гусева на деньги, занятые у Верхотурского монастыря и собранные от частных пожертвований, но все же этих денег не хватило на последний ярус колокольни, и проект не был завершен до конца. Работы по возведению 67-метровой колокольни велись более 14 лет.

К 1850 году собор уже обветшал, и губернский архитектор Г. П. Летучий предложил проект его реконструкции. При по­мощи крытых переходных галерей он соединил в единый ком­плекс колокольню, собор и архиерейский дом.

24 февраля 1891 года был освящен вновь устроенный при­дел в честь Покрова Божией Матери. В 1892 году приступили к расширению кафедрального собора боковыми пристроями. Обширная паперть соединилась с зимним собором, составив его западную часть. В пристроях было два придела - правый, в честь Иоанна Предтечи, левый - во имя св. Дмитрия Ростовского, освящен­ные в 1895 году. Первый строился на деньги купца И. Г. Кондрашина, второй - на средства, оставленные по заве­щанию ключаря собора протоиерея Д. Г. Коровина.

В 1892 году была капитально отреставрирована домовая Крес­товая церковь, ко­торая с 1896 года именовалась в честь угодника Божия Митрофана Воронежского. Иконостас из верхнего этажа спустили в нижний, при этом пол между верхним и нижним этажами уничтожили, так что церковь стала двусветной и высокой. Широкая чугунная лестница, ведущая из Крестово-Митрофаневской церкви в кафедральный собор, была убрана за нена­добностью. Вместо нее построено теплое помещение: вверху - для квартир священнослужителей, внизу - для паперти Крестово-Митрофановской церкви. После реставрации 13 октября 1896 года церковь была освящена.

В свое время кафедральный собор расписывали художники Угрюмов, Егоров, Шебуев, Боровиковский, Базилевский, профессора живописи Орлов и Верещагин, лучшие местные крепост­ные живописцы Казаков и Лодейщиков.

В 1931 году, в связи с передачей здания бывшего кафед­рального собора Пермскому музею для размещения там худо­жественной галереи, был составлен проект его перепланиров­ки архитектором Н. А. Шваревым. В конце 50-х годов здание пережило еще одну реконструкцию (архитектор Д. Я. Руд­ник). Летняя часть собора получила трехэтажное деление, были отремонтированы фасад и крыша, восстановлена первоначальная окраска, проведено центральное отопление, устроены элек­трическая подстанция, внутренняя телефонная сеть и т. д.

Несмотря на большое количество переделок, собор отличается целостностью, монолитностью и одновременно изяществом силуэта, оставаясь до сих пор одним из самых значительных и красивых сооружений города.  

 

                                                                                            

 

Реклама