Обзорная экскурсия по музею
"Быт народов Прикамья"

Вступление
Добрый день, мы приветствуем Вас в школьном музее "Быт народов Прикамья" и надеемся что те минуты, которые вы проведете вместе с нами покажутся Вам достаточно интересными.
1вед.
Россия!
Не искать иного слова
Иной судьбы,
На целом свете нет,
Ты вся сплошное поле Куликово
На протяженье многих лет.
2 вед.
Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей.
1 вед.
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить
Иной здесь видится Россия
Суровей строже может быть
2 вед.
А может здесь она моложе Светлей тут времени рубеж. Но сердце русское все тоже И доброта и песни теж.
3 вед.
Любовь к Родине начинается с любви к своему краю. Наша малая Родина - это седой Урал, где мы родились, где жили наши отцы и деды, где наши корни. Во глубину веков уходит культура и быт предков. Чтобы сохранить традиции, не растерять истоков мы решили создать школьный музей, который надеемся, станет своеобразным мостом между прошлым и будущим.
1 вед.
Все случается не случайно,
Все приходит уже с годами,
И задумки, пускай отчаянные,
Все когда-то в жизнь воплощают.
4 вед.
В каждом большом открытии есть элемент случайности, ценность музея представляют его экспонаты. А наши экспонаты нам дороги вдвойне, поскольку они собраны учащимися школы, родителями, учителями и даже жителями поселка Садовый. Вдохновителем этого тяжелого дела являлась учитель истории Перевалова Людмила Константиновна. Большую помощь в создании музея оказала администрация школы, гимназии также сотрудники областного краеведческого музея. Решение создать школьный музей было принято в 1992 году.
2 вед.
Понемногу двигалось дело
Каждый всем помогал чем мог,
Сколько много успели сделать
За такой коротенький срок.
4 вед.
И вот серьезная комиссия пришла к выводу, что музею может быть дан статус "Школьный музей". 17 мая 1999 года музей был открыт. В открытии приняли участие все те, кто принимал участие в создании музея. Для них в школе был устроен праздник. Все гордились, что сумели поднять такое большое дело. И вот только 20 февраля 2001 года Москва подтвердила статус "Школьный музей" и нам было вручено свидетельство.
5 вед.
Сколько бы не прошло лет, но в памяти создателей музея навсегда останутся имена Вероники Лисицкой, сегодня студентки философско-социологического факультета Пермского Госуниверситета и Тонкова Жени-студента политехнического университета, которые принесли первые экспонаты, тогда они учились в 5-ом классе. История музея сохранит в нашей памяти всех, кто принял участие в его создании. Особенно Кобелеву Ксению и Конькову Лену, которые принесли по 5 и более экспонатов.
1 вед.
Своеобразная материальная и духовная культура сложилась в нашем крае. Она впитала все самое ценное из культур народов Прикамья: русских, коми - пермяков, татар, удмуртов, ханты, манси, марийцев, башкир и др. Основными сферами деятельности населения Среднего Урала были с/х, промыслы и ремесла.
2 вед.
Чрезвычайно важным предметом прядения в домашних условиях являлись прялки. На среднем Урале их называли прясницами. Известны 2 вида прялок: "копыльные" (ранние) - вырезались целиком из корня и ствола дерева. В нашем музее, к сожалению, таких прялок нет. "Составные" - у них сиденье и ножка с лопастью готовились отдельно. Позднее составные прялки имели точеные ножки. А крупные центры производства точеных составных прялок возникли по реке Обве в Пермском уезде и по реке Сылве в Кунгурском уезде. Обвинские прялки вырезались изящными и покрывались масляной краской. Лопасть с общих сторон украшалась цветочной росписью. Кунгурские прялки, имели толстую ножку и массивную лопасть с сережками. Их целиком раскрашивали, покрывали мелкими цветочками. Бытовали составные прялки в виде гребня. В экспозиции музея все эти виды прялок широко представлены. Наиболее распространенный вид прядения на веретене. Кудель льна или шерсти привязывали к прялке. Веретена самые разнообразные представлены в нашем музее.
3 вед.
В конце 19 века в центральной части Среднего Урала распространяются самопрялки. Сначала их завозили из Вятской губернии, а потом стали делать местные кустари по заказу и для продажи. Русским знакомы были 2 вида самопрялок. Это стояк и лежак. Предпочтение отдавали стояку, имеющему вертикальную конструкцию, благодаря которой прядильный прибор находился не сбоку, а выше колеса. Такая прялка поступила к нам в музей в конце 2000 года из Кунгурского района. Ее принесла в музей ученица 6г класса Анисимова И.. Этот экспонат является гордостью нашего музея.
б вед.
Весь процесс прядения и ткачества происходил в крестьянской избе. Ткачество повсеместно осуществлялось на станке, называемым кроснами. Основу кросен составляла рама, имеющая передние ноги с пришвицей и два задних стояка с навоем. Чаще всего в кроснах украшали блоки - векошки и набелки. На них иногда изображали солнечные розетки, древо жизни, фигуры конских голов. Один конец основы (ниток) превращавшийся в ткань закрепляется на пришвице, а другой закрепляется на навое. Во время ткачества, когда приводили в движение подножки, образовывался зев для прохода челнока, и закреплялся к пришвице с помощью берда. На ручных деревянных станках ткали холсты, пестреди, сукно, узорные ткани, которые шли на пошив одежды, изготовление скатертей, полотенец, пологов и т.п. Домашнее ткачество было исключительно женским занятием. В нашей экспозиции представлены изделия, изготовленные на ткацком станке: полотенца, рушники, половики и т.п. Ткацкий станок передан в музей Кобелевой Ксюшей, ее бабушкой, проживающей в Осинском районе. Этим экспонатом мы также гордимся.
4 вед.
Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные холсты из льна и конопли, узорные льняные пестряди и набойки. Однотонный холст называли портяный. Пестрядь в мелкую клетку -сарапинкой, сукно - пониточина. Помимо тканей, для изготовления одежды использовали кожу, овчину, меха. Национальный костюм - сарафан. Надевали его с льняными рубашками, а богатые могли позволить из фабричных тканей. Раньше сарафан называли дубас, шили их косоклинными с передним швом на всю длину и широкими проймами. Сейчас дубас используют только старообрядцы для молельного костюма. В нашем музее представлен праздничный костюм коми - пермяцкой женщины, изготовленный по старым мотивам с косоклинным сарафаном и рубахой. Рубаха украшена вышивкой с геометрическим и растительным рисунком. Такая вышивка носила обереговый характер. У мужчин основной одеждой была рубаха до колен и длиннее, носили ее поверх штанов. Мы пока не можем приобрести для музея мужской костюм. Обязательной деталью как мужского и женского костюма были пояса. Пояс играл роль не только как часть традиционного костюма, но и как оберег. Женщины завязывали пояс на левой стороне, мужчины на правой.
1 вед.
В качестве материала для изготовления обуви использовали шкуры животных, дубленую кожу, реже мех. Распространенной обувью были коты, их носили как мужчины, так и женщины в будни и праздники. К ним пришивали ушки, чтобы привязывать к ноге веревкой. Пара таких котов хранится в экспозиции нашего музея Жители деревень, да и почти весь небогатый люд городов носили лапти, сплетенные из древесного лыка.. С лаптями носили онучи, длинные узкие полоски ткани, ими оборачивали стопу и голень до колена и поверх обвивали ногу крест на крест длинными шнурками -гасниками. Онучи делали только из среднего холста белого цвета. Мы гордимся, что эта традиционная обувь представлена в нашем музее.
6 вед.
Теперь мы вам немного расскажем о посуде. Русские крестьяне в середине 19 начале 20 века на среднем Урале пользовались в основном плетеной деревянной и керамической посудой собственного изготовления.
Металлическая, стеклянная фаянсовая посуда вошла в обиход только у зажиточных крестьян с конца 19 века. Так, например, перед тем как начать выпечку хлеба, тесто расстаивали в круглых и глубоких плетеных чашах - корноватках, заготовленное для выпечки тесто раскладывали на чисто выметенный под русской печи деревянной лопатой. Такой хлеб называли подовым. Таких чашек в экспозиции нашего музея несколько. Одна из них передана учительницей Н.А. Орловой из Кунгурского района. Долбленая, токарная, бондарная посуда выполнялась самыми старинными приемами. Из березовых наростов вырезали чашки, ковши, блюда, солонцы, ложки, часто при украшении посуды использовали мотивы животного мира. Считалось, что такая посуда будет служить оберегом от нечистой силы. В нашем музее такая посуда тоже представлена довольно широко. Разнообразной по форме и назначению оставалась бондарная посуда. Бочки, кадки, лагуны, ушаты, ведра, жбаны, квашенки, лохани набирались из узких дощечек и закреплялись снаружи черемуховыми обручами. Их делали с вставным дном на ножках с крышками и носиками для слива. Бондари посудники пользовались уважением. Обратите внимание на этот жбан, он является характерным представителем посуды бондарной. Передан в музей бывшей родительницей Мигулиной М.И..
3 вед.
Широко использовали наши предки бересту, из которой изготовляли туеса. Интересно, что форма туеса у всех народов одинакова, различен только способ соединения наружного слоя бересты.
В северном Прикамье соединяли преимущественно в замок - при помощи вырезов, а в Южном Прикамье сшивали корнем. Туеса делали повсеместно, но были на среднем Урале два крупных центра, где их украшали по-особому. В деревнях Чусовской волости Пермского уезда ежегодно изготовлялись до 100 тысяч туесов с тесненым орнаментом, а под Нижним Тагилом в Верхотурском уезде до 25 тысяч - расписными. Как видите в нашем музее представлена очень солидная коллекция туесов.
1 вед.
Широко использовали наши предки плетеные изделия из лыка для различного назначения. Это и дорожные сумки, пестери, солонки. Эти изделия в нашем музее тоже хорошо представлены. Керамическая посуда являлась продукцией местных гончаров. Это корчаги, горшки, чашки, латки, топники. Керамическая посуда широко применялась как для приготовления пищи, так и для ее приема. Небольшая коллекция керамической посуды в нашей экспозиции широко представлена. Эта корчага, например, найдена во время экспедиции в поселке Ильинский.
5 вед.
Сколько лет самовару? Оказывается, не так уж и много. Самовары стали делать в России во второй половине 18 века. В.И. Даль определяет самовар как "водогрейный для чаю сосуд, большей частью медной, с трубою и жаровней внутри". Но самовар - не просто, "водогрейный сосуд", он - символ уюта, домашнего тепла, семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого - ведь их делали мастера высокой квалификации.
Сначала на специальных наковальнях из медных листов формировали фигурное самоварное "тулово" (в него заливалась вода). Потом в "тулово" помещали "кувшин" - жаровую трубу (в нее закладывали топливо). Токарь полировал самовар, слесарь делал кран и ручки, сборщик подгонял отдельные части и чистил, а столяр вытачивал деревянные ручки.
Настоящей "самоварной столицей" стала Тула. Первая самоварная фабрика там была основана в 1778 году, а к 1890 г. их было уже 74. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 150 фасонов различных самоваров: "шары" и "бочонки", "вазы" и "рюмки", "банки" и "яйца" сопели и пыхтели в домах наших бабушек.
Чай на Руси впервые появился при царе Михаиле Федоровиче. Его преподнесли государю китайские посланники, целых 200 пачек. Долгое время и при царском дворе и бояре чай употребляли только в качестве лекарства. До появления чая пили квас и сбитень, который делался из меда, пряностей и всевозможных трав. Травы клали самые различные: шалфей, зверобой, липовый цвет, бузина, мята. В народе чай поначалу воспринимался, как дорогая заморская трава. Чаепитию на Руси уже более 3 веков. Этот горячий заморский напиток очень полюбился, особенно москвичам, которых называли "чаевниками". Редкое застолье не заканчивалось тем, чтобы в центре стола не появился медный блестящий, пузатый, пышущий жаром агрегат, называемый самоваром.
Чайник - самовар получил название благодаря своей функции - "сам варю". У каждого самовара есть труба для углей и поддувало для тяги, а помогал разогреться углям самовара обыкновенный сапог. Какие только формы не имели самовары: круглые, овальные, самовары прямые, напоминающие толстые столбы, многогранные, четырехугольные. Все самовары делились на два типа: самовары -чайники и самовары - кухни, похожие на большой чугунок, внутри которого жаровня (она наполнялась углями) и перегородки, делившие самовар на три отделения. В них можно было приготовитьодновременно чай, и еще два блюда, например, сварить картошку и борщ.
Были и прямоугольные самовары со съемными ножками. Это так называемые заплечные самовары, которые носили за спиной, словно рюкзак. Со временем самовар стал неотъемлемой частью каждого дома. В большинстве московских семей возникла традиция пить чай обязательно утром и вечером, а еще по несколько раз на дню. Если приходили гости - самовар был уже готов, его часто загодя ставили на случай прихода незваных гостей.
В купеческих домах было по несколько самоваров, один для каждодневного использования, а другой для гостей, более вместительный. Ожидая гостей, самовар выставлялся на подносе на белой скатерти. Во всех трактирах обязательно стоял одно -двухведерный самовар, а некоторые гиганты могли вместить в себя до пяти ведер кипятка, такой самовар с трудом поднимали два человека.
Если дочь выходила замуж, то обязательно в приданое входила столовая и чайная посуда, различные молочники, чайники, сухарницы, и конечно же, самовар. Подмосковные Мытищи особенно славились своим чаем благодаря тому, что воду брали из чистых подземных источников. Самовар на Руси был неодушевленным членом семейства и центром стола, самовар любовно называли "дедушка" или "Иван Иваныч". Вот как сказал о самоваре русский поэт Борис Садовский: "Самовар в нашей жизни, бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывной свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кофе не слышно".
2 вед.
Каждое наше мгновение наполнено эмоциями, чувствами, переживаниями, проблемами. Все это уходит в лета, тысячелетия, века, все исчезает вникуда, лишь вещи творения человеческих рук хранят историю жизни. С каждым новым поколением людей, они приобретают новый облик и новые применения. Нам надо твердо помнить, что то чем мы пользуемся сейчас, вступая в 21 век появилось не вдруг, а корнями уходит в века.
1 вед.
Корни - это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наши отцы, деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в резных наличниках окон, в диковинных храмах, в удивительных песнях и сказах.
Реклама