Воспоминания


 

Отважный сокол

Федосеев М. А.Грамота Федосеева М. А.Михаил Андреевич Федосеев родился в 1911 году. С 1931 года жил в Перми, работал слесарем на заводе имени С.М Кирова. В 1933 году поступил учиться в Оренбургское авиационное училище. Затем воевал в Испании. За отличное выполнение боевых заданий был награжден орденом Ленина.

С 1941 года - командир истребительного авиационного полка. В Великой Отечественной войне участвовал с первых дней на Западном, Кавказском и Крымском фронтах.

В начале ноября 1941 года гитлеровцы прорвали нашу оборону и вышли на Крымскую равнину. Начались жестоки оборонительные бои. На участке полка майора Федосеева немцы бросили в бой до ста самолётов. Федосеевцы ежедневно делали по 10 - 12 вылетов.

Однажды восемь ЛаГГ-3 под командованием майора Федосеева и капитана Кутихина сопровождали шесть бомбардировщиков в район КАХОВКИ. На обратном пути лётчики встретили восемь немецкихсамолётов. Ударная группа завязала бой и сбила четыре вражеских истребителя.

26 декабря 1941 года наши войска высадились в Феодосии и Керчи. Большую помощь десантникам оказали лётчики майора Федосеева. Преодолевая снегопад, низкую облачность. Они блестяще справились со своими боевыми заданиями. Штаб ВВС Кавказского фронта представил М.А. Федосеева к присвоению звания Героя Советского Союза.

В те дни Федосееву как командиру полка непосредственно принимать участие в боевых операциях было запрещено. Но он каждый раз старался своим личным примером вдохновлять новичков.

Удостоверение Федосеева М. А.С начала войны прошло девять месяцев, а на счету Федосеева уже было 17 сбитых фашистких самолётов. Полк был одним из лучших в дивизии.

22 марта 1942 года штаб фронта приказал Федосееву срочно произвести разведку аэродрома Субаши, на котором предполагалось скопление авиации немцев.

На выполнение задания полетели лейтенанты Карнач, Шевчук, Ширенко, Шмырёв. Но через несколько минут в землянку Федосеева вбежал дежурный по полку и доложил, что один самолёт не смог вылететь на задание. сам сел в самолёт и полетел догонять улетевшую группу.

Карнач, Ширенко, Шевчук в нескольких километрах от аэродрома вели бой: трое против семерых. Федосеев с хода вступил в бой, сбил фашисткий самолёт. Через несколько минут чёрный шлейф дыма потянулся и за вторым фашистом. Но и его самолёт был повреждён, сам он ранен. Федосеев ещё пытался продолжить бой, но неуправляемая машина упала на территорию занятую врагом.

Звание Героя Советского Союза было присвоено Михаилу Андреевичу Федосееву 6 июня 1942 года посмертно.

Наверх


Нас называли "глаза и уши"
Воспоминание С.Х. Ибатуллиной, ветерана войны и труда


С. Х. Ибатуллина
Война многих заставила оставить привычные занятия. Фронту требовались не только парни, но и девчата.

12 апреля 1942 года я была призвана в войска ВНОС, которые ведут воздушное наблюдение, оповещение и связь.

Как известно, на особом учете были важные промышленные объекты. Захватчики выслеживали места их расположения, чтобы атаковать с воздуха. Мы, бойцы ВНОС, должны были вовремя заметить приближение бомбардировщика и подать знак артиллеристам. Жили обычно где-нибудь в поле, в землянках.

До нас на нашей точке такую службу несли мужчины, их отправили на передовую. Было их семеро, а заменили их пять девушек. Трудно было, но справлялись. Нас называли "глаза и уши зенитчиков".

Прослужила я до конца июля 1945 года.

 


Наверх

 

Нет, не забыть никогда…


М. В. ШурминМихаил Васильевич Шурмин не любит рассказывать о войне. Слишком горькая эта память. Она как тяжелый груз на дне души, который не скинешь, не переложишь на другого...

"Пол-Европы прошагали, полземли, - этот день мы приближали как могли". И о нем, сержанте Шурмине, эта песня. И он прошел с боями до самого Берлина, участвовал в его окружении, побывал в рейхстаге, на стенах которого оставил такую надпись: "Я, вятский лапоть, хоть и в лаптях, достиг этих стен".
Старая Русса, Сураж, Велиж, Витебск, Полоцк, Ратенов...

Через эти и еще многие другие города и поселки прошли его фронтовые дороги. И не забыть, не вычеркнуть их из памяти.

Не забыть никогда первый бой 14 января 42-го под Осташковом близ озера Селигер, который принял их Второй отдельный лыжный батальон. С двумя минометами и без единой винтовки вышла их рота в тыл врага.

Помнит Михаил Васильевич Шурмин и жестокие схватки с фашистами, и как был связным, и как сидел в засаде после пятичасового боя.

А разве можно забыть те два боя за Сураж? А как переправлялись в Белоруссии через болота, как освобождали Полоцк?
Нет, не забыть, как шесть раз ходил в атаку! И свист пуль... Была прострелена фуфайка, продырявлена шапка, как решето пробит котелок, а сам он чудом остался жив.

Судьба берегла Михаила Васильевича - не было ни одного ранения. Хотя от пуль не прятался молодой боец, был смелым и отважным.

Ему повезло. А сколько боевых друзей осталось на нолях сражений. После освобождения Полоцка очень многих недосчитались: от двухтысячного дивизиона живыми вышли из боев только триста человек...

Сейчас, когда надевает Михаил Васильевич в День Победы пиджак с боевыми наградами - медалями. "За боевые заслуги", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", орденами Красной Звезды, Великой Отечественной войны - вспоминает своих однополчан, которым не довелось дожить до светлого майского дня в 45-ом.

Для него тогда, 9 мая, война не закончилась. Еще полтора года служил Михаил Васильевич в Германии в автополку.
И после войны связал он свою трудовую жизнь с автоделом. В 1952 году пришёл работать на завод в транспортный цех мастером по ремонту автомобилей. За труд награжден медалью, многими грамотами. Ему присвоено звание "Заслуженный работник транспорта Российской Федерации".

Наверх

 

Последний бой
Воспоминание И.К. Баженова, ветерана войны и труда


Вперед в атаку!
Конец августа 1944 года. Полным ходом идет освобождение Прибалтики. У фашистов сейчас одна задача - вывести свои войска из-под удара наших, чтобы как можно более целыми выбраться из пределов советских границ и укрепить свои, теперь уже оборонительные, позиции в Германии. У наших войск задача прямо противоположная - поставить врагу заслон, не выпустить его небитым.

204-й дивизии, в которой я служил, был дан приказ оседлать шоссе Рига-Калининград и не пропустить немцев. Я со своей группой полковой разведки получил задание разведать пути подхода к шоссе на участке Шяуляй-Кельме и скрытно вывести к нему 1-й батальон 730-го стрелкового полка. Задача была выполнена четко и к семи часам утра 28 августа батальон оседлал шоссе в районе города Кельме.

Только успели это сделать, как противник тут же попытался, причем силами механизированной бригады, сбросить нас в шоссе, чтобы дать фашистским стрелковым дивизиям возможность вырваться из окружения. Командир батальона, в чьем оперативном подчинении я находился, приказал мне взять из батальона роту и совместно с моими разведчиками обеспечивать безопасность правого фланга.

Силы противника значительно превосходили наши - было один к пяти, - упорный бой продолжался 14 часов, но врагу не дали прорваться, он понес тяжелые потери. У нас тоже было много убитых и раненых, но был приказ "стоять!" - и мы выстояли.
Этот бой был последним моим боем: ночью 29 августа при обстреле нашего участка немецкими танками и артиллерией я был тяжело ранен осколками снаряда в спину, руку и ногу. На излечение был направлен в госпиталь далеко в тыл - а Уфу…

Наверх



И танки были быстры
Воспоминание Соловьёва Николая Матвеевича


Уральские танкиВоевать в Великую Отечественную мне довелось в Уральском добровольческом танковом корпусе.

Эта воинское формирование было создано в 1943 году, днем его рождения считается 11 марта. До этого в феврале было обращение от имени трудящихся Урала в Государственный комитет: обороны с просьбой о создании корпуса, причём давалось обязательство оснастить его всем необходимым за счет сверхплановой продукций. В ответной телеграмме за подписью И. В. Сталина давалось согласие на оформление корпуса, ему присваивалось название "30-й Уральский танковый корпус"
Формирование проходило в очень сжатые сроки из добровольцев Пермской, Свердловской и Челябинской областей, все вооружение, боевая техника были тоже нашими, уральскими, - от танков Т-34 до ножей, которые получил каждый боец (позднее фашисты так и называли наших танкистов - "черными ножами"); как и обещалось, все было произведено сверх плана.

После первых же сражений враги заговорили об уральцах как воинах, не знающих, страха и способных на любые подвиги. За успешные боевые действия под Курском и Белгородом, корпусу было присвоено звание гвардейского.
Следующим этапом фронтового пути корпуса стали тяжелейшие бои в западных областях Украины, за храбрость и отвагу он получил наименование Львовского. В этих боях довелось участвовать и мне. Я был командиром орудия танка Т-34, и со своей танковой ротой, входившей в состав 62-й. гвардейской танковой бригады, с боями прошел до границы с Польшей, где был ранен...

Лечился во Львове, после госпиталя попал в другую часть и только в 1945 году вернулся в свой родной корпус - в 84-й тяжелотанковый полк, в котором и служил вплоть до 1951 года на территории Германии. Демобилизовался в звании гвардии старшины.

Устроился на завод имени Кирова в цех 5а, потом, после его раздела, работал слесарем по ремонту оборудования в цехе 21. За труд имею орден Октябрьской революции, а за войну - ордена Славы III степени и Отечественной войны I степени; кроме того награжден двенадцатью юбилейными медалями.

По сей день слежу за судьбой Уральского танкового корпуса. Он сейчас носит название 10-й гвардейской танковой дивизии, эта воинская часть была последней покинувшей Германию, а сейчас стоит в Воронежской области, в городе Богучар, мне посчастливилось побывать в дивизии не так давно второй раз и, надеюсь, не последний. В Перми проживает 43 ветерана нашего корпуса, я самый молодой...

Наверх

 

У Петра Кислова две Славы. Одна - боевая, другая - трудовая


П. А. КисловУ каждого солдата прошедшей войну своя фронтовая судьба, свои дороги, свои с войною счеты. Петр Андриянович Кислов был призван на войну 15 августа 1942 года. В лыжный стрелковый полк, куда, как известно, случайных людей не брали. Ускоренное обучение новобранцы проходили в военном лагере, в Бершети, где устраивали лыжные походы по зеленому еловому лапнику, катались с "горок". Не раз еще вспомнит Петр уроки, на которых гонял своих учеников до изнеможения их учитель физкультуры Федор Михайлович Чекалов. Словно предчувствовал: пригодится мальчишкам спортивная подготовка. И действительно, она пришлась кстати, когда надели они солдатские шинели. А сержантскую науку Кислов "грыз" в полковой школе, в Тюмени. Тоже ускоренно. И видимо, небезуспешно, раз уцелел в тяжелых боях, - дошел, дожил и встречает День Победы вот уже в пятидесятый раз!

Много было на счету Кислова боевых операций, за которые не раз был представлен к наградам - орденам Отечественной войны I степени и Славы III степени и 13-ти медалям. Боевое крещение получил в боях за Ярцево. Здесь же был начат счет ранениям. Их у Кислова было пять. С первыми двумя справились медики полевого лазарета, с третьим, в руку, пришлось три месяца проваляться в госпитале, в Калинине.А потом - вновь на фронт. Теперь уже - Ленинградский.

Запомнились особо тяжелые бои за Воронью гору. Новое ранение и еще один госпиталь - ленинградский. Но любоваться Фонтанкой из госпитального окна было некогда - ждали новые дороги, атаки, высоты. Штурм Курляндского полуострова, его "малая земля", оказался последним боем для Кислова на той войне: ранило Петра Андрияновича в пятый раз. И началась долгая дорога домой - в санитарном поезде, который шел на Урал, его родину. Долечивался в пермском госпитале. День Победы встречал со своими родными, дали тогда ему три дня побывки перед Еланскими лагерями, куда, несмотря на заключение медиков о "негодности к военной службе", был отправлен. А 25 сентября 1945 года вышел приказ о его демобилизации.

И замелькали год за годом дни рабочих буден на том самом Кировском заводе, где успел пацаном до войны поработать целых четыре года и откуда, был призван в армию. Работал Петр Андриянович много и интенсивно, поначалу слесарем-сборщиком в 13-м цехе, потом, с легкой руки тогдашнего главного механика цеха Моденова, стал снабженцем. Исколесил в поисках нужного оборудования весь СССР, а первую свою командировку, в Мелитополь, запомнил почему-то на всю жизнь.
За трудовые свои "высоты" заслужил Петр Андриянович уважение и почет. Он был удостоен ордена Трудовой Славы III степени, медали "За доблестный труд", не раз его портрет "красовался" на доске Почета.

Наверх

На предыдущую страницу Назад Вперед На следующую страницу

Реклама