Велосипед.
Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда был уроженец Прикамской земли Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода. Родился он в 1776 году в семье Михея Артамонова, строителя барж. Еще мальчиком стал помогать отцу. Ефиму часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на старо - уткинскую пристань, покрывая только в один конец 80 верт (1 верста =1,09 км). Возможно, во время этих походов и появилась мысль о постройке самоката. Известно, что его самокат появился на улицах Екатеринбурга в 1800 году.
Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее было почти в три раза больше заднего. Колеса скреплялись изогнутой металлической рамкой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые сидели на оси переднего колеса. Конструкция самоката была настолько прочна, что мастер смог совершить на нем нелегкое путешествие (со скоростью 10км/ч) от Урала до Петербурга на коронацию царя и вернуться обратно с 50 рублями и вольной в кармане.
Сейчас велосипед Артамонова бережно хранится в Нижнетагильском краеведческом музее, а его точная копия - в Политехническом музее в Москве. В Пермском областном краеведческом музее тоже есть велосипед, сделанный в Артамоновских мастерских. Велосипед этот деревянный, колеса приводились в движение тягой на веревках. Никаких шин на колесах не было, и поэтому велосипеды долгое время называли "костотрясами".
А за рубежом первый велосипед появился в1808 году в Париже. Он был деревянный, состоял из перекладины, соединяющий два колеса. Никакого руля и педалей, в отличие от артамоновского, на нем не было. Ехать на нем можно было сидя на перекладине и отталкиваясь от земли ногами. Спустя 10 лет немецкий изобретатель Карл фон Драйз усовершенствовал парижский самокат, сделав его переднее колесо управляемым. А через 4 года изобретатель получил на свою "беглую машину-бегунок" патент. Педальный велосипед родился спустя еще два столетия. Поэтапно усложняясь, европейский велосипед за 67 лет обрел облик самоката Артамонова, (разница осталась только в диаметре колес).

Реклама