Криницина Ирина Леонидовна,
учителя информатики школы №15, г.Лесосибирск.
E-mail: spm111@yandex.ru
Гуманизация образования всех уровней - важнейшая задача, стоящая перед Российским образованием в настоящее время. Одна из возможностей реализовать эту задачу - профильное обучение.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности ученика, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Сегодня, когда необходимо практически решать вопрос о профильной направленности предмета информатики, найти место учителя информатики в профильном обучении встает проблема организации учебного процесса, определения содержания и востребованности знаний, полученных на уроках информатики.
Каким образом учитель информатики может осуществлять профильное обучение по своему предмету? Становиться учителем-универсалом, знающим все и вся, нереально. А какой выход? Выход можно найти в интеграции уроков информатики. Надо отметить, что, поскольку "Информатика" разделилась на две практически самостоятельные части: теоретическая информатика (1 час в неделю) и информационные технологии (2 часа в неделю), то работа в теоретической части остается прежней, а задания информационных технологий кардинально изменяются.
Одной из задач решаемых предметом является "осознанное применение информационных технологий в практической деятельности" и ее решение лежит в профильной направленности применения информационных технологий, тогда ребята видят каким образом информационные технологии сопровождают их практическую деятельность.
Что же можно реализовать на компьютере в большей степени, чем в книге или на традиционном уроке? Прежде всего, личную открытость преподавателя ученикам. Взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой не просто взаимодействие с техникой, а активный процесс взаимодействия ученика с информационным богатством накопленного человеческого опыта.
Для осуществления интеграции уроков информатики необходимо сотрудничество практически всего педагогического состава школы. В школе есть единый орфографический режим, который помогает решить проблему грамотности учеников, внимание на правописание обращается на всех уровнях и на всех уроках (записи в дневниках, в рабочих тетрадях и по математике, и по биологии, и по черчению), так появилась необходимость в единых требованиях оформления творческих работ и проектов. То есть все задания учителей - предметников оформляются с применением информационных технологий.
Примером такого задания может служить работа, предложенная учащимся 11 класса гуманитарного профиля.
Программные средства издательской деятельности
Творчество Анны Ахматовой
Цель. Сочетание и использование технологий обработки информации.
Задача. Оформление сборника стихов Анны Ахматовой по выбранной теме.
Работа, построенная таким образом, позволяет нам обеспечить положительную учебную мотивацию у всех учащихся. Ребята видят целесообразность своей работы, то есть работа делается не для галочки. Очень тесная межпредметная связь позволяет решить профильность обучения, очень четко показываем с помощью каких технологий можно выполнить ту или иную творческую работу (не только по литературе), выполнять исследовательские проекты.
Использование информационных технологий во внеклассной работе и в повседневной жизни школы дает иные направления в использовании технических средств. Таким образом, ребята не только изучают предмет, но и практически применяют полученные знания.