В третий период, весьма длительный, происходило укрепление христианства на Руси. Уже были основаны епископии в ряде городов, в Киеве возникло несколько крупных монастырей… но масса населения так и оставалась языческой.
Особенно сильное сопротивление введению христианства было в Новгороде; считается, что за весь XI век в нём было построено всего две церкви. Новгородцы продолжали нарекать своих детей языческими именами и возвращались к "поганьству". Е. Е. Голубинский, изучая планировку Новгорода, пришёл к выводу, что новгородцы не позволяли епископу поселиться в своём доме. Понадобилось обнести дом епископа кремлем, крепостью для безопасности от паствы. По летописям, с 1055 по 1068 года новгородцы убили трёх своих епископов. В 1071 году в Новгороде волхв "хулил веру христианскую", призывал убить епископа. Горожане разделились на две части: князь Глеб и дружинники приняли сторону епископа, а простой люд - сторону волхва. В 1113 году новгородцы восстали против князя Всеволода и его епископа. Попытка была неудачная. Возникали также оппозиции и в Ростове. Согласно "Житию Авраамия Ростовского", до конца XI столетия идол стоял в чудовском конце города. В "Житии Леонтия Ростовского" рассказывается, что первые ростовские епископы Фёдор и Иларион были вынуждены бежать, "не терпяче неверия и досаждения людии". В 1072 году восставшие ростовчане убили епископа Леонтия. Смоленске и Муроме православие утвердилось в конце XI века.
Как полагают многие историки, одной из при чин враждебного отношения к христианству в крупных городах, была приверженность населения традиционным обрядам. В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным; земледельцы и охотники, поклонявшиеся духам домашнего очага, лесов, полей, рек, чаще всего совмещали свои прежние представления о мире с элементами христианского мировосприятия.
Вследствие восстаний населения, распространение христианства затянулось на длительный срок. Только в конце XI века началась христианизация деревенской Руси.
Утверждаясь на Руси, христианство постепенно менялось в соответствии с местными условиями жизни и быта её населения. Русское высшее духовенство, князья и знать стремились сделать свою церковь независимой, самоуправляющейся; простой люд объединял язычество и христианство. Значительная часть языческих верований, праздников и обрядов уцелела и после христианизации, образуя пёструю смесь с новой верой и её культом.
На главную страницу