Верования древних славян

Понятие язычество возникло в церковной среде в первом тысячелетии нашей эры и поначалу означало всё нехристианское - от гимнов "Ригведы" до мифологии Древней Греции. Однако и применительно к славянам невозможно рассматривать язычество лишь в рамках этого тысячелетия - корни праславянские тянутся в глубины первобытных эпох, палеолита и мезолита. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы восточнославянского фольклора.
    Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в "Слове об идолах" (XII век) "упырям" и "берегиням", затем верховному владыке Роду, отцу всех богов и рожаницам Ладе и Леле - божествам живительных сил природы.
    Переход к земледелию отмечен возникновением земного божества Мать-Сыра Земля (Мокошь). Возникает культ солнца бога Сварога, Сварожича-огня, культ солнечноликого Даждьбога - бога солнца, подателя тепла и света.
    В последующее столетие на первый план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период её становления.
Даждьбог
    Бог Солнца назывался Хорс (Хорос).Хорс Он считался богом жёлтого солнечного света. Хорс никогда не появляется один, а всегда в компании с другими богами. Например, не может быть солнца без дневного света, поэтому Даждьбог всегда рядом. Совсем иное солнце после "зимней смерти" природы. Ярило, брат Хорса, считался богом весеннего солнечного света.


Велес    Бог Волос (Велес) считался повелителем скота. В летописи назван "скотьим" богом, покровителем домашних животных. Велес - один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привёл мир в движение.


СимарглСимаргл    Но больше разногласий вызывает славянское божество Симаргл (Семаргл) - бог огня. Исследования современных учёных указывают на его иранское происхождение - он близок персидскому Симургу, вещей птице иранской мифологии. Симаргл породил бога ветра и повелителя вихрей - Стырея (Стрибога).
    Мокошь (Макошь) - женское божество, до сих пор остаётся неразгаданным до конца.Мокошь Указывая на обычай молиться и приносить жертву Мокоши во время засухи, некоторый исследователи видят в ней богиню воды, дождя, то есть богиню плодородия. Другие предполагают связь Мокоши с прядением и ткачеством. Мокошь невидима, но об её присутствии можно узнать по жужжанию веретена. Её представляют в виде женщины с длинными руками.
Как указывает летопись, киевляне поклонялись деревьям, то есть почитали леса и рощи, посвящая их богам. Отдельные рощи у славян обожествлялись полностью: в них не разрешалось ловить зверей, птиц, рубить деревья. О почитании деревьев упоминается в "Житие Константина Муромского", о молитве "в дрова" сообщает и "Слово Иоанна Златоуста". В северных районах Руси существовал культ берёзы. В Приднепровье был распространён культ дуба.
Дерево тесно связано с областью демонологии. Это место обитания мифологических существ. Русалки живут на берёзах, чёрт сидит в корнях бузины, в дуплистой вербе, кикиморы предпочитают раскидистые ивы, растущие по берегам рек.
Верой в множество богов люди старались объяснить устройство мира, не понятное им на данном этапе развития. Каждое божество ассоциировалось с определённым явлением природы. Суть язычества - вера в не одного бога, а в нескольких богов, связанных между собой родственными узами.
Реклама