"Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитву, стоя на месте" - так увидел Летописец "крещение Руси". |
День этот, по тексту "Повести временных лет", самому раннему дошедшему до нас летописному своду, можно восстановить достаточно полно. Киевляне начали собираться на Днепр ещё на заре. Накануне глашатаи объехали город: объявили - на утро назначено крещение. Явиться должны были все - княжеские слуги громко и внятно передали слова князя Владимира: "Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - да будет мне враг!" Владимир вроде бы не обязывал идти на Днепр, но мало кто в открытую рискнул бы принять княжеский вызов… Летописец записал точно: "И сошлось там людей без числа". Итак, массовое действо, государственный акт, первый церковно-государственный акт в Древней Руси. Княжеское войско постарались согнать киевлян раньше назначенного. Они пошли спозаранку будить киевлян-язычников, колотить дубьём в двери и заборы: "Вставайте: князь на реку велит!.."
…Толпы на низком берегу под кручей, цепочка охранения - мера необходимая; не то чтобы разбегутся, но так порядка больше. По реке тянет ладаном: идёт служба, смуглые чужеземные попы в сияющих на солнце ризах с пением погружают в воду крест… Никто в толпе толком не понимает ни что с ним будут делать, ни что делать ему самому. Знают только, что загонят в воду…
Никто не представлял себе, что и как нужно делать. Да и трудно понять, как массу самого разного народа можно было окрестить. Загнать в реку разом? Многие потонут. Загонять группами? А сколько нужно пробыть в воде? В какой это момент язычник становится христианином? Попы-то знают, но они где-то там поют, далеко и непонятно… Несомненно - сумятица. Кто залез по грудь, кто - по шею, младенцев держат на руках - не держать же их в воде, кто-то там и на месте не стоит, ходит. Нарушает таинство или нет? Неясно. Крестят по греческому обряду в три погружения… Как это всё сделалось? Приседали они там, что ли? с головой ли окунались? - понять невозможно.
Наконец разрешили вылезать. Все в мокрой одежде. "Разошлись по домам", - подытожил день Летописец. Но теперь-то князь знал, что в каждой киевской хижине - его "брат во Христе". И в каждой, самой бедной хижине тоже знали, что в палатах крепкого города тоже есть "брат во Христе" - великий князь.
Но как отличить крещёного от некрещёного? По ритуалу должны были надевать нательный крест. Летопись об этом не сообщает, хотя момент важный. Так вот, похоже, что в Киеве то ли вовсе не давали крестов новым христианам, то ли на всех не хватило. Некоторые язычники, чтобы как-то переждать кампанию крещения, заявляли, что уже крещены. Тогда поступило распоряжение, чтобы носили кресты, хоть медные, хоть деревянные, хоть какие, а у кого креста на шее не будет, тому не верить и крестить, пусть повторно… И видимо, велик был накал страстей: где-нибудь в центре на вечевой площади, на торгу не покажешься без креста, отойди в сторону, так по переулкам как раз за крест могли накостылять по шее…
Вот только мы точно не знаем, в каком это было году. Историки всерьёз и аргументированно спорят о дате уже более ста лет, но с полной уверенностью сегодня никто не может сказать, произошло это в 988 или в 989 году. Безусловного ответа нет. Летописца дата не заинтересовала. Так или иначе, церковь тоже не настаивает особенно на 988 году и не утверждает, что "крещение Руси" произошло именно в этот год. В гимназиях, когда учебники контролировались церковью, учебник истории указывал две даты 988 и 989. Важный источник, который так же позволяет датировать крещение Руси, - это "Похвала и память Владимиру". Она написана монахом Киево-печорского монастыря Иаковом в конце XII века, может быть в начале XIII века. Иаков Мних определяет факт крещения самого Владимира от крещения самой Руси. По тексту "Памяти и похвалы", поход на Корсунь состоялся тогда, когда Владимир уже был окрещён. После крещения, пишет Иаков, Владимир прожил 28 лет.Князь умер в 1015 году,что дает нам дату его личного крещения - 987 год. там же дана хронологическая канва последующих событий: "На другое лето по крещении к порогам ходил", - это 988 год. На следующий год - это 989 - "Корсунь взял". В "Повести временных лет" события датируются теснее: Десятинную, "церковь Присвятой Богородицы", Владимир заложил в 989 году, сразу после возвращения из корсунского похода и крещения киевлян, отнесённых, таким образом, на 988 год. Но всё же большинство историков считает, что годом начала "крещения Руси" является 988 год.