"Владимир умел ценить острое слово и сам умел быть острым и насмешливым". |
Посмотрим с этой стороны на рассказ о "выборе веры". Летопись передала нам мнения и сомнения Владимира, наотрез отвергающего все "законы", кроме греческого.
Пришли, повествует Летописец, "болгары магометанской веры, говоря: - Ты, князь, мудр и смышлён, не знаешь закона, уверуй в наш закон и поклонись Магомету". Услышав, что по исламу исключается употребление спиртного, князь ответил: "Руси есть веселие пить, не можем без того быть". Он с удовольствием выслушивал рассказ исламского пропагандиста, когда тот рассказывал о многожёнстве и других подобных вещах, а ведь выбрал, как известно, христианское единобрачие.
"Потом пришли немцы из Рима, говоря: - Мы присланы от папежа (папы). Он говорит тебе: "Земля твоя, как наша, а вера не как наша: мы кланяемся богу, который сотворил небо, и землю, и звёзды, и месяц, и всякое дыхание, а ваши боги - деревянные". - А какова заповедь ваша? - спросил Владимир. - "Пост по силе, потому что кто пьёт и ест, тот творит это во славу Божию". - Идите вы к себе! - сказал Владимир. - Отцы наши не приняли этого.
"Услышав это, евреи хазарские пришли к Владимиру, говоря: "Мы слышали, что приходили к тебе болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же верят тому, кого мы распяли, мы веруем единому Богу Авраамова, Исаакова и Ияковля". "Какой ваш закон?" - спросил Владимир. "Не есть ни свинины, ни зайчатины, и хранить субботу". "А где ваша земля?" - спросил Владимир. "В Иерусалиме". "Там ли?" - спросил он. "Разгневался бог на отцов наших и разогнал нас по чужим землям за грехи наши и предал нашу землю христианам". "Как же вы учите других, когда сами отвержены богом и разогнаны? Если бы бог вас любил, то не разогнал бы по чужим странам. Хотите, чтобы мы приняли такое зло?"
После того приехал ко Владимиру некий философ "от Грек" (поздние летописи называют его Кириллом) и, рассказывая о своей вере, развернул икону "Страшный суд", шитую на ткани. В Константинополе умели изумительно, в мельчайших деталях, расшивать шелками иконы. Они выглядели, как живопись. На иконе изображён тот грозный божий суд, который будет устроен в конце мира всему человечеству. Там воскресают и выбираются из земли мертвецы, море выбрасывает утонувших и проглоченных огромными китами, в центре иконы престол, над ним парит спускающийся с неба Христос. Он второй раз приходит на землю, чтобы судить живых и мёртвых. Под престолом чаши весов - символ суда. На этих весах божественное правосудие взвешивает доброе (по-христиански, разумеется) дела человека, его грехи. Если перевесит чаша добрых дел, то человек отправляется в рай, на вечное блаженство, если же перевесит чаша греха - то в вечные же муки ада.
Что же сказал Владимир? Он отговорился совершенно банальнейшей фразой. Он сказал, что хорошо тем, кто идёт в рай, и горе тем, кто идёт в ад. Грек настаивал: "Если хочешь с праведниками стать, то крестись". Ответ Владимира, вовсе не напуганного зрелищем кромешного ада, с той же долей лёгкой иронии: "Подожду ещё немного".
Так какое же решение принял Владимир?
В "Повести временных лет" это описывается так: "Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После всех пришли греки, браня все законы, свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытие всего мира. Мудро говорили они, и чудно слышать их, каждому любо их послушать, рассказывают они и о том свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему во веки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?"
И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, узнай, какая у них служба и кто как служит богу".
И понравилась речь их князю и всем людям: избрали мужей, славных и умных числом десять, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и испытайте веру их". Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: "Идите ещё к немцам, высмотрите у них всё, оттуда идите в землю Греческую".
Они же пошли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пошли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: "Зачем пришли?" Они же рассказали ему всё. Услышав рассказ, царь обрадовался и в тот же день воздал им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: "Пришли русские испытать веру нашу. Приготовь церковь и клир и сам оденься в святительные ризы, чтобы видели они славу бога нашего". Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил как положено праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили хоры и пение. И пошёл с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили службу. И призвали их цари Василий и Константин и сказали им: "Идите в землю вашу". И отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою.
И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же всё, что было с ними", - обратился к послам: "Говорите перед дружиной". Они же сказали: "Ходили к болгарам, смотрели, как молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем здесь пребывать в язычестве".
Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшая из всех людей". И согласился с ними Владимир".