Висковатый слыл одним из образованнейших людей России. При Посольском приказе он создал библиотеку, которой сам постоянно пользовался. Среди собранных там книг, были сочинения по географии, "козмографии", русские летописи, польские и литовские хроники, сочинения Дамаскина и Златоуста, Коран и т. д. В дипломатических документах и устных переговорах при Висковатом постоянно употреблялись цитаты из Библии и святотеческих писаний. Дьяк настолько свободно владел слогом церковной литературы, что в свое время даже составлял грамоты для митрополита Макария. Поэтому представляется далеко не случайным тот факт, что он оказался в центре событий, связанных с делом о ереси Башкина. |
Летом 1553 г. в Москве состоялся церковный собор, осудивший одного из радикальных религиозных мыслителей XVI в. Матвея Башкина и его "единомысленных".Среди последних были тверские дети боярские Григорий и Иван Борисовы - троюродные братья и придворные матери Владимира
Андреевича Старицкого, Ефросиньи. Ереси Башкина сочувствовал лидер нестяжателей старец Артемий - бывший игумен Троице-Сергиева монастыря. Вновь ожили в памяти царя недавние события заговора
Старицких. По мнению собора, Башкин и его сторонники отрицали Божественность Христа, церковную иерархию, таинства, критически относились к церковному преданию, житийной литературе. Божественное
писание они считали "баснословием", делая исключение только для книг Нового завета, но и те, как отмечалось на соборе, излагали "неистинно". Одним из тезисов Башкина было отрицание полного кабального холопства; более того, сам он стал
держать своих людей "добровольно". (Подобные идеи проповедовали несколько раньше Сильвестр и И. С. Пересветов).
Во время суда над Башкиным 25 октября 1553 г. И. М. Висковатый в присутствии царя и бояр обвинил Сильвестра и протопопа Благовещенского собора Симеона в пособничестве еретикам. Один из пунктов обвинения был связан с росписями Благовещенского собора в Московском Кремле. После
упоминавшегося уже пожара 1547 г., во время которого пострадал храм, царь поручил Сильвестру восстановить росписи. Макарий и Сильвестр пригласили иконописцев из Новгородской и Псковской земли. Мастера, работавшие под наблюдением митрополита и Сильвестра, выполнили в Москве много работ; руководствуясь традициями северо-западной школы,
они, как казалось многим ревнителям страны, в том числе и Висковатому, слишком далеко отходили от канона, сложившегося в Московской земле.