Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, - Идёт война народная, Священная война! |
Песня "Священная война", написанная Василием Лебедевым-Кумачом в
первый день войны, передала обобщённый образ времени, его суровое и мужественное
дыхание.
В ряде стихов той поры передавалось чувство нежной любви солдата к своей "малой родине, к дому, в котором он родился, к тем "трём берёзам", где он оставил часть своей души, свою боль и радость. "Родина" К. Симонова: |
Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке, И в краткий миг припомнить разом надо Всё, что у нас осталось вдалеке, Клочок земли, припавшей к трём берёзам, Далёкую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. |
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть... Но эти три берёзы При жизни никому нельзя отдать. |
Женщине-матери, простой русской женщине, проводившей на фронт мужа и сыновей, пережившей горе невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры - долгие годы будет она ждать с войны тех, кто уже никогда не вернётся, - посвятили поэты проникновенные строчки:
|
Серьёзную эволюцию переживает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза Анны Ахматовой обретает тон высокого гражданского, патриотического звучания. В стихотворении "Мужество" поэтесса находит слова, образы, воплотившие неодолимую стойкость сражающегося народа, звучащие с силой величественного хорала:
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём И внукам дадим, и от плена спасём Навеки! |
Сражающемуся народу в равной мере были нужны и гневные строки ненависти, и задушевные стихи о любви и верности. Вот почему широклй популярностью пользовались стихотворения К. Симонова "Убей его!" и "Жди меня, и я вернусь..."
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт. Жди меня, и я вернусь, | Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь | Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. - Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, - Просто ты умела ждать, Как никто другой. |
Гневные стихотворения А. Прокофьева "Товарищ, ты видел...", его поэма "Россия", исполненная нежной сыновей любви к Родине имели успех у людей. Часто оба эти мотива сливаются воедино, создавая сплав большой эмоциональной силы. Строки поэтов, обращенные к одному человеку - к солдату, к любимой,- одновременно обращали думы и чаяния многих. Именно об этом, пронзительно лично и в то же время близком всему военному поколению, слова знаменитой "Землянки" А.Суркова: Ты сейчас далеко-далеко,
Сильные чувства вызывают стихи молодых поэтов, для которых война была первым и последним трагическим
испытанием в их жизни. Георгий Суворов, Павел Коган и многие другие талантливые юноши не вернулись
с поля боя. Мы были высоки, русоволосы, Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли не долюбив, Не докурив последней папиросы. Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в
стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчётливо, приобретают дополнительную эмоциональную
силу и действенность. Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для
песен-гимнов. Написанные в торжественно-приподнятом тоне, призванные создать обобщённо-символический
образ сражающегося народа, лищённые бытовых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно.
Лучшие произведения русской поэзии, написанные в годы войны и первые после военные годы, свидетельствовали: перед лицом тяжелейших страданий к человеку приходит понимание бесценной значимости личных святынь - отчего дома, семьи, которые он защищает. Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они - исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они - литературный памятник неизвестному солдату. |