Лучшим актером года назван Виктор Цой за исполнение роли Моро в фильме "Игла" (15,4 процента голосов из общего числа участников конкурса).
"Советский экран", N 8, 1990 г.
"И Г Л А"
В "Игле" я ощущаю новое эстетическое качество. Сюр? Постмодернизм? И то, и другое, но уж точно не старый, добрый реализм, третируемый сегодня как "папино кино". Реальность, запечатленная в фильме, искривлена, вывернута, отстранена совсем чуть-чуть. Но этого "чуть-чуть" вполне достаточно, чтобы вещи, люди, их отношения предстали необычными, будто выбитыми из колеи, сдвинутыми со своих мест.
Герои, молодые люди, ведут себя так, будто знают какую-то роковую тайну. Про себя и про других. Что конец света вот-вот наступит. Что катастрофа вот-вот разразится. Наркомания героини, от которой ее пытается спасти герой, в системе фильма значит больше, чем конкретная болезнь конкретного персонажа. Это знак отрешенности от жизни, нелюбви к ней, скорбного бесчувствия.
Метафизическая скорбь и печаль окутывают пространство фильма. Но как не печалиться, если сама вечность, сама природа отступила, поддалась нашему оголтелому энтузиазму, нашим упорным попыткам "сказку сделать былью"? Если там, где веками плескалось синее море, ветер гоняет перекати-поле и на вечном приколе вросшей ржавой грудью в землю умирает корабль?
Эпизод прогулки на берег моря, которого уже нет, предваряет кадр: во весь объем экрана - растрескавшаяся, больная земля, а над ней - равнодушный шар солнца, похожий на люминесцентную лампу. Мы сами не заметили, как наша реальность, наше ежедневное бытие превратилось в абсурд, в сюр. Молодой режиссер Рашид Нугманов показывает жизнь такой, какой он ее чувствует. Как и все его поколение, он рос "в густых металлургических лесах", по слову поэта. А в этих лесах все не так, как в лесах нашего счастливого детства. Там, говорят, страшнее. И нет ни цветочка, ни ягодок.
Не оттого ли так суров, замкнут, неулыбчив и черен герой в исполнении рок-звезды Виктора Цоя? Загадочная фигура - этот Моро. С виду супермен. Каратист, дзюдоист и т. д. А по поступкам - романтик и поэт.
Новая поэтика выходит на контакт с абсолютными ценностями. Это обнадеживает.
Е. Стишкова,
"Советская культура", 05.01.89 г.
Будем считать по разделениям. Во-первых, Цой. Во-вторых, фильм. В-третьих, игла.
Цой хорош: талантлив и обаятелен, очень современный менталитет, имидж "звезды" и точное попадание в тип авантюрного героя с ослабленными социальными связями, компенсированными романтикой противостояния злу. Две песни Цоя хороши вдвойне: "Кино" в кино звучит. На счету Цоя и как минимум половина кассы. Фильм сняли люди, умеющие делать кино. Красиво, изящно, тонко, осмысленно. С юмором. Все кинематографические достоинства налицо, но чего-то не хватает.
Игла... С иглой проблемы. Игла оказалась игрой. В нее усердно играют - с мордобоями, кровью, слезами и укорами. Но не страшно, потому что игра. За игрой спряталась жизнь. Ее-то и не хватает.
Прогноз. Киноведы придут в восторг (особенно те, кто "обманываться рад"). Подросток получит подтверждение тому, что Цой - парень что надо и отдаст прокату свой полтинник. Наркоманы посмеются. Взрослый народ будет чертыхаться, продираясь через ловушки абсурдизма а-ля видеоклип. Педагоги будут ахать насчет дурных примеров. Короче, шум будет.
Только бы кто-нибудь сгоряча не поспешил объявить начало киноисследования наркомании в стране, короновать авторов на "новое кино" и т. д. Хэппенинг как хэппининг - не более.
А. Толстых,
"Советская культура", 05.01.89 г.
Если оценивать "Иглу" с точки зрения бытового правдоподобия, то скорее верблюд пролезет сквозь ее ушко, чем она выдержит проверку, для которой не предназначена. Это романтическая притча, не скрывающая своей условности, с присущим именно ей типом героя, приходящего ниоткуда и уходящего в никуда, с утопической идиллией на лоне первозданной природы, с негодяйскими негодяями, разрушающими ее иллюзорное счастье. Нугманов не скрывает "невзаправдашности" своего рассказа, своего героя, умело подчеркивая музыкой, мультипликационной, графической манерой игры, способом характеризации персонажей, самой драматургии, что все это не явь, а воплощение мечты, которой так жаждут зрительские души, в особенности молодые.
Это притча о добре и зле, в которой добру отдана наша любовь, а злу - победа. Романтический герой, с которым так замечательно сливается и внешностью, и внутренней сутью Виктор Цой, обречен на гибель, и гибелью своей он призван поселить в нас боль оттого, что зло так сильно, а добро хоть и не беззащитно, но всегда проигрывает из-за того, что человечно.
Нугманов в этом своем полнометражном фильме выступает уже как сложившийся художник, и если почерк его временами еще неровен, то все равно пластический талант, чувство музыки, кинематографа, умение строить ритм не оставляют сомнений в его будущем.
С нетерпением жду следующих работ этого мастера.
А. Липков,
"Советская культура", 05.01.89 г.
У меня осталось хорошее впечатление от этого фильма. В нем почти нет медицинских огрехов. Речь здесь идет об опийной наркомании, которой страдает героиня, бывшая медсестра. Очень четко показан синдром отмены наркотика - то есть страдания больного, временно лишенного дозы, то, что в обиходе называется "ломка". Это очень тяжелое страдание. В фильме героиня сама мужественно отказывается от наркотиков, но в жизни чаще бывает "ломка" оттого, что больной просто не может их достать. В фильме авторы, пытаясь найти зримый образ этого страдания, показывают банку со скорпионами, и это очень точно передает суть боли. Мне о ней рассказывали больные: кажется, что обрываются внутренности, вырывается желудок. Вот такие мучения терпит больной, лишенный наркотика.
Мне понравился главный герой. Поначалу, когда я увидел его на экране, бесцельно бредущего по улице, мне показалось, что он наркоман и пытается бороться со своим недугом. Но сделано интереснее - герой борется за жизнь другого. Могут спросить, а стоит ли вообще такое показывать? Но ведь уже было, когда не показывали, а наша лаборатория все равно существовала, больные были, просто о них молчали.
Есть ли надежда? Есть. Главное, что показана безысходность самого явления. Если бы был оптимистический финал, это было бы далеко от правды. Мы лечим людей, я не скажу, что не вылечиваем, но это трудно, немыслимо трудно. И когда я говорю о безысходности, здесь нет противоречия со словом "надежда". Потому что фильм показывает, что войти легко, а выйти трудно. Здесь есть, если хотите, жестокий оптимизм правды.
Вот в этом, мне кажется, урок фильма.
А. Врублевский,
"Советская культура", 05.01.89 г.