СЕРГЕЙ "АФРИКА" БУГАЕВ

Рок-музыка, как и любое другое явление, имеет свои принципиальные временные отрезки. Особенно локальные проявления рок-музыки, такие как, допустим, русский рок. Здесь определяющими являются какие-то социальные предпосылки или какой-то определенный социально-политический контекст, в котором существует это направление. И определенными предпосылками к зарождению группы Кино и, в частности, Цоя как определенного феномена, с которым я довольно рано познакомился, когда он еще только начал записывать свои первые кассеты, оказалась культура британского панк-рока, которая, конечно, оказала очень сильное впечатление. Т.е. он безусловно себя генетически причислял к панк-рокерам.

А панк-рок - это идеология: будущего нет, все пошли на хуй и т.д.; т.е. крайняя форма пренебрежения государственными институтами, структурами и, в том числе, музыкальной культурой, но, тем не менее, так как это явление все таки было последующим после того, как Sex Pistols провозгласили такого рода доктрину, Цой, конечно, находился в других социально- политических условия Советского Союза того времени, они каким-то образом создали в нем какие-то новые ощущения и переживания - вот этой первоначальной идеологии, которая его как бы сподвигнула на написание песен. И все это на самом деле где-то к середине 80-х приобрело довольно-таки законченную форму и такой очень специфический контекст, который можно назвать золотым сечением русской рок-музыки, когда рок-музыка, собственно говоря, благодаря тем средствам выражения, и тем возможностям, которые в ней заложены, выполняет ту сверхценную функцию, которую, в принципе, искусство может выполнять однажды, в какой-то единственный конкретный миг истории и не когда более. И если я правильно понимаю и помню исторически этот период , то группе Кино именно удалось осуществить и реализовать в культурном отношении то, что сейчас до сих пор пытаются осуществить политики и экономисты на своих уровнях. Но в плане культуры тот прорыв, который назывался бы "перестройкой" и собственно заключался в периоде от одной формы отношения к миру, к устоявшимся идеалам и другой -- он произошел именно в лице Цоя. Ну, вообще, на самом деле это скорей - роль большой группы лиц , здесь нужно , конечно, описать - это была довольно тесная группа, которая развивалась за счет, конечно, еще и таких людей, как Курехин, который в общем то, благодаря тому, что Цой и Гребенщиков и еще масса людей принимало участие в его Поп- механике эти люди, благодаря этому, собственно говоря развивали свою фантазию, музыкальную прежде всего, т. е. они очень необычайно усовершенствовали свой музыкальный язык и, безусловно, они совершенствовали свой поэтический язык, т.е. если на ранних стадиях Цой был в том числе и певцом митьковской идеологии - такой между портвейном каким- то таким и прозябанием где-то там и в то же время добродетельным отношением к миру, к истории, то позже все это переросло в достаточно такие формы гораздо более ближе к Владимиру Владимировичу Маяковскому - конкретный призыв к каким -то действиям, собственно говоря, и вот то, что синхронность этого развития как бы отдельно взятого феномена культуры совпал с трансформацией столь сложного государства, столь сложной идеологии, которую представляла из себя советская идеология того времени- это и заслуживает пожалуй наиболее серьезного и пристального внимания как и в любом крупном историческом процессе. Если мы берем распад римской империи, то нам , конечно, было бы необычайно интересно знать конкретные образцы искусства того времен, которые бы соответствовали этому периоду для того, чтобы мы могли рассмотреть более фундаментальные процессы -- таким вот для меня супростатом всегда , надеюсь жизнь позволит в будущем исследовать этот материал, вот эта группа лиц, такие как Цой, Курехин и Гребенщиков - люди, которые сумели реализовать в рок- культуре какие- то очень существенные наративы, которые, я не буду говорить такие простые вещи, что они привели к смене политического или социально- политического строя, но безусловно тот факт, что я в группе Кино играл какое -то время, я считаю , что мне повезло, что я не играл, когда группа стала суперпопулярна и играла на стадионах, где взрывались какие-то фейерверки; но концерты, когда мы начинали все это дело заканчивались, как правило, арестами , сотрудниками КГБ, т.е. если представить себе организацию такую как КГБ с такой мощью невероятной, всемирно разветвленными своими пунктами и невероятной базой технической и вдруг занимается тем, что пытается отловить группу подонков, грубо говоря, или негодяев каких-то отпетых, а это довольно часто происходило, если вспомнить какие-то конкретные концерты, когда просто вырубают оборудование, усилители, милиция специально приезжает, выключает; были такие в Москве, в "Метелице". Я помню, мы вдвоем с Гурьяновым на барабанах играли, и Цой пел - потому, что все остальное выключили, но даже эти два инструмента таких странных, тем не менее публика вибрировала в этом едином, но постепенно все это переросло в такую... безусловно сейчас бы это все переросло в новый российский официоз... я боюсь, а может я напрасно боюсь, может это выдержало бы свои революционные рамки, эта идея мне часто приходит в голову: во что бы это все превратилось в сегодня, когда новая российская ситуация с ее декларацией свободы, с ее каким-то утверждающим пафосом, тем не менее не смогла породить такое явление. К сожалению, сейчас налицо паралич поэтического языка.

У меня лично они представляют исследовательский интерес в плане того, что судьба текстов неразрывно связана с судьбой их производителя, т.е. человека их создавшего. И зная трагическую судьбу Виктора Цоя, вчитывание в тексты порождает ощущение какой-то сверхпредчувственности. Особенно последний альбом, там есть какие-то конкретные фразы, в которых человек высказывается на тему неотдаленных событий, примерно тоже самое, что приписывают древнему ясновидцу, который предрекал изменения в далеком будущем, но когда речь идет не о далеком будущем, а о вполне конкретных. Это уже вызывает интерес, который накладывает отпечаток просто на ощущение таких понятий, как судьба, вполне таких субъективных представлений, вызывает к ним более пристальный интерес, но если вы имеете в виду насколько адекватно и объективно могут воспринимать эти песни и эти тексты люди, отдаленные от точки событий, когда эти тексты создавались для конкретной ситуацией, с конкретной социодинамикой ... Я не знаю, совсем недавно мы снимали для программы "Взгляд" передачу про поклонников Цоя. На кладбище ходили, там живет группа людей - на кладбище.. у них своя психическая реакция на это, естественно она очень далека от того, что имелось в виду, но на самом деле эта проблема в том, что даже, если эти произведения созданы сегодня и сегодня восприняты, оно воспринимается по другому не только зрителями, или потребителями этого произведения искусства, но и даже самим автором она будет восприниматься по другому особенно поэтом , это как бы крайне эфемерная ситуация, когда человек... вспомните картинку: поэт сидящий, перед ним клубы дыма, перо в руке и он как бы из воздуха выдергивает слова и составляет какую- то последовательность, и сам с удивлением смотрит на эти тексты поэтому здесь может присутствовать какая-то степень разорванности с действительностью, но в то же время я думаю, то что будет привлекать людей всегда и в любое время не зависимо будут они знать в когда эти песни написаны, и что с ними происходило это ощущение того, что это написано искренне, человеком с предельно четким ощущением жизни, ее энергий лучезарных, которые этого человека окружают, засасывают в себя, из себя высасывают т.д. ...и поэтому поэты воспринимают... вот посмотрите на популярность Пушкина, которая уже несколько столетий сохраняется...

Насколько он был причастен к дискурсу... Благодаря общению с Курехиным, с Гребенщиковым. Гребенщиков так внимательно и по-дружески, по-отцовски, по- братски воспринял появление Цоя. Я тогда жил у Гребенщикова как раз на улице Софьи Перовской. Цой принес ему первую кассету с "45"- пленку- тогда еще кассет не было фактически. "45", по-моему, и Боря Гребенщиков очень по- дружески, очень радостно, сейчас я себе с трудом представляю, чтобы музыканты среди которых на столько популярен дух соперничества, дух выживания, чтобы человек с такой радостью и гордостью даже воспринял это. Это преимущество той ситуации- тогда все воспринималось по душевным качествам крови создателей и участников ситуаций. Ситуация просто другие совершенно требования выдвигала, на мой взгляд, более такие рыцарские, тогда никто никого за три рубля не стал бы ... совсем наоборот... это просто рыцарская ситуация, когда всех постоянно пытались схавать власти в какой-то степени... И вот, благодаря тому, что там присутствовал Гребенщиков, присутствовал Курехин это придавало Цою какую-то степень сопричастности с мировым, более широким контекстом, потому что в той ситуации фигурировала очень серьезная литература, а не забывайте, что это были годы, когда в основном минимальное какого-нибудь Кастанеды - это уже была нелегальщина, во всяком случае то, что касается какого-нибудь лево-радикального дискурса он весь был фактически нелегальным, даже религиозный, фактически Библия находилась под запретом. Поэтому Цой был связан с достаточно интересным кругом проблем именно через Курехина, который в этой среде был мощным генератором и структурировал массу идей вокруг себя. По этому, мне когда говорят: "... вот я смотрел передачу - Юрик Каспарян выступал- что это было вот такое веселье - поп- механика - это было веселье...", но это может для него это было веселье, а для Цоя, для Гребенщикова, для всех это было совершенно никакое не веселье, а была очень серьезная, очень прогрессивная работа. Это как раз такой тип общения, как например, в ядерной физике существовал кружок Нильса Бора в Европе, где все ученые-физики, биологи, масса людей совершенно непричастных конкретно к проблематике Нильса Бора тем не менее участвовали в его семинарах и это придавало всем участвующим сторонам динамику полета и обобщения. И здесь, мне кажется, присутствовал элемент сопричастия.

Назад

Реклама