Любовная лирика
в 20-е и 30-е г.
Заметно меняется в 20-30-е годы по сравнению с ранними книгами тональность того романа любви,
который до революции временами охватывал почти всё содержание лирики Ахматовой и о котором многие писали
как о гламном открытии достижении поэтессы.
Разумеется, расширение диапазона поэзии, явившаяся следствием перемен в миропонимании и мироощущении поэтессы,
не могло, в свою очередь, не повлиять на тональность и характер собственно любовной лирики.
Любовное признание, отчаяние или мольба, составляющие стихотворение, всегда кажутся читателю как бы обрывком случайно подслушанного
разговора, который начался не при нас и завершение которого мы тоже не услышим:
"А, ты думал-я тоже такая,
Что можно забыть меня.
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе страшный подарок
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят.
Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным чадом
Я к тебе никогда не вернусь".
Это особенность ахматовской любовной лирики, полной недоговоренностей, намёков, уходящий в далёкую, хочется сказать, хемингуэевскую, глубину подтекста,
предаёт ей истинную своеобразность.Героиня ахматовских стихов, чаще всего говорящая сама с собою в состоянии порыва, полубреда или экстаза, не
считает, естественно, нужным, да и не может дополнительно разъяснять и растолковывать нам всё происходящее.
Ахматова не боится быть откровенной в своих интимных признаниях и мольбах, так как уверенна, что её поймут лишь те, кто обладает тем же шифром любви.
Стихи Ахматовой о любви - все!-патетичны. На стихи ранней Ахматовой - в "Вечере" и в "Чётках" - менее духовны, в них больше мятущейся чувственности, суетных обид, слабостей;
чувствуется, что они выходят из обыденной сферы.
Марина Цветаева в одном из стихотворений, посвящённых Анне Ахматовой, писала, что её "смертелен гнев и смертельна - милость". И действительно, какой либо
срединности, сглаженности конфликта, временной договорённости лвух враждующих сторон с постепенным пероходом плавности отношений тут чаще всего даже и не предпологается.
Если расположить любовные стихи Ахматовой в определённом порядке, можно построить целую повесть со множенством действующих лиц, случайных и неслучайных происшествий. Встречи и разлуки, нежность, чувство вины,
разочарование, равность, ожесточение, истома, поющая в сердце радость, незбывшиеся ожидания, самоотверженность, гордыня, грусть - в каких только гранях и изломах мы не видим любовь на страницах ахматовских книг.
В лирической героине стихов Ахматовой, в душе самой поэтессы постоянно жила жгучая, требовательная мечта о любви истинно высокой, ничем не искажённой. Любовь у Ахматовой - грозное, повелительное, нравственно чистое,
всепоглощающее чувство, заставляющее вспомнить библейскую строку:"Сильна, как смерть, любовь - и стрелы её - стрелы огненные".
Бессмертные стихи
Главная страница
Реклама