Стихи Марина начала писать с 6 лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки). В 16 лет Марина Цветаева начала печататься. До революции в России вышли три книги ее стихов: "Вечерний альбом" (1910), "Волшебный фонарь" (1912) и "Из двух книг" (1913). В 20-е годы были изданы две книги с одинаковым названием "Версты", где была собрана лирика 1914-1921 годов. С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слова "поэтесса" по отношению к себе, называя себя "поэт Марина Цветаева". Первая книга "Вечерний альбом" была издана очень маленьким тиражом - всего 500 экземпляров, - книжку выделили и писали о ней Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин. Вот что, например, писал самый строгий из них метр Брюсов, высказав ряд замечаний перед этим: "Несомненно талантливая, Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той легкости, с какой она, кажется, пишет стихи, растратить свое дарование на ненужные, хотя бы и изящные безделушки".

Брюсов имел основания для опасений: первая книжка Цветаевой, совсем еще юной, разумеется, была во многом несовершенной. Но она вселяла надежды, редкий поэтический дар Цветаевой уже тогда пробивался через, как говорил Брюсов, некоторую "домашность", то есть замкнутость стихов в интимном мире, погруженность их в быт. Герои ранних стихотворений, кроме самой юной поэтессы, - мама, сестра Ася, подруги и тот, кто, как видно, уже становится предметом обожания. Но - умница! - Цветаева и сама не переоценивает ("Ах, этот мир и счастье быть на свете, еще невзрослый передаст ли стих?").

Отзыв Гумилева был еще благосклоннее: "Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своебразна... Многое ново в книге "Вечерний альбом": нова смелая (иногда чрезмерно) интимность; новы темы, например, детская влюбленность; ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни. И, как и надо было думать, здесь инстинктивно угаданы все главнейшие законы поэзии, так что это книга - не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов".

В это время Цветаева - "великолепно и победоносно" - жила уже очень напряженной душевной жизнью. Устойчивый быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые будни профессорской семьи - все это было внешностью, под которой уже зашевелился "хаос" настоящей, недетской поэзии.

Кумирами ее становятся эффектный, но пошловатый Эдмон Ростан (воспевший "Орленка" в известной мелодраме), экспансивно-эстетская поэтесса графиня де Ноайль и знаменитая в свое время Мария Башкирцева, рано скончавшаяся художница, интимным дневником которой зачитывалось не одно поколение романтически настроенных девиц (свою третью книгу стихов Цветаева предполагала озаглавить просто "Мария Башкирцева").

Далее
Реклама