Во имя музыки

Шостакович пишет одно инструментальное произведение за другим, ставит перед собой все более сложные и масшатбные задания, углубляет талант, оттачивает композиторское мастерство. В начале этапа творческого пути он пишет тетрадь "24 прелюдии для фортепиано"- это своеобразный смотр творческих сил и возможностей, основа, на которой впоследствии сложился многолитный многогранный зрелый стиль.

Следующий шаг был сделан в концерте для фортепиано, струнного оркестра и трубы. Год спустя Шостакович написал Сонату для виолончели и фортепиано.Это сочинение завершило период "первооружения" композитора, поисков всей темы и авторского лица.

Композитор за работой

Шостакович вступил в пору зрелости. Первым ее плодом явилась Четвертая симфония, произведение трудной необычной судьбы. Она была написана в 1935-1936 годах, но в силу внешних обстоятельств не смогла прозвучать вовремя. Рукописная партитура четверть века хранилась в архиве автора и только в 1961 году прозвучала под управлением К.Кондаршина и была принята с энтузиазмом. В Четвертой симфонии есть неровности стиля, чрезмерность экспрессии, перегруженность формы. Зато в ней присутствуют захватывающее буйство фантазии, юношеская щедрость самоотдачи, сила и острота мысли. Творческого "заряда" этого сочинения Шостаковичу хватило надолго. В последующие 10 лет симфония становится для него главным способом высказывания. Одно за другим он пишет свои основные произведения. Пятая симфония получила широкое признание, выдвинула своего создателя в ряд корифеев советской музыки, поставила в центре внимания мировой общественности. Она прозвучала впервые 21 ноября 1937 года под управлением Евгения Мравинского. Это было большое, памятное событие. Через полгода после премьеры симфония переступила рубеж своей родины.

Как подлинный художник, Шостакович не мог остановиться на найденном однажды художественном решении. Не прошло и двух лет, как все уже обсуждели его Шестую симфонию. Здесь было о чем поспорить. Композитор удивил своих слушателей прежде всего небывалой трактовкой традиционной формы симфонии. Вместо обычных четырех частей здесь было всего три. "Симфония без головы", "симфония с двумя скерцо" - так называли Шестую озадаченные критики. Шестая Шостаковича стала одним из популярнейших его произведений.

Два крупных симфонических произведения, написанных за короткий срок, стоили композитору больших душевных затрат. После каждого из них требовалась передышка. В 1938, вскоре после окончании Пятой симфонии, Шостакович написал Первый струнный квартет. Это миниатюрное сочинение длится всего 14 минут. А после окончания Шестой симфонии он создал уже Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано. При первом исполенении осенью 1940 года и в последующее время ответственную фортепианную партию нередко исполнял сам автор. В 1937 году началась педагогическая деятельность Шостаковича в Ленинградской консерватории, в1939 он получил звание профессора. Ценители искусства все яснее видели в нем воплощение советской совести своего времени, выразителя идеалов справедливости и гуманизма.

На главную страницу
Реклама