... Течение истории в России всегда – пусть на один
поворот "реки" - опережало человеческую способность понять все
свершающееся. Установка на мечтаемое будущее, радикально отличающееся от
прошлого, психоз ломки до основания, вечные эксперименты – характерная черта
российской действительности в XX веке. "Море всегда больше... пловца!" И
если взять эпоху 1907 – 1917 гг., к которой приковано и сейчас внимание Солженицына, то русская культура давно уже справедливо оценила многие иллюзии, миражи, мечтания, как хрупкие челноки в волнах океана. Александр Солженицын – пловец в этом
же "море", решивший стать... больше "моря", внести
окончательный план в его волнения и смуты, разъяснить смысл русского XX века.
Многое способствовало исполнению им этого подвига. Солженицын – свидетель не только
великого заката множества интеллигентских легенд, иллюзий еще
некрасовских "народопоклоников". Он увидел и резкое, невиданное
ранее сужение человека, определенную стандартизацию личности. Оснований для
такой мучительной субъективности было немало.
"Оно, явление Солженицына, было более изумительно,
чем явление таких гениев, как Мандельштам и Пастернак, потому что эти двое
сформировались на почве, из которой росли большие деревья, и сами вымахали до
небес. Не диво! Солженицын вырос на мертвой, выжженной земле, где и трава-то,
казалось, не растет. А дело в том, что глубоко в земле притаились до поры живые
семена, брошенные когда-то мужиковствующим графом, Л. Н. Толстым. Из такого-то
семечка и вырос Солженицын. "Вероятно, это толстовское "семечко",
пошедшее в ост, обнаружившее огромную силу всхожеств в Солженицыне было не
единственным... Увы, и он не смог предвидеть той катастрофы для культуры, в
атмосфере которой его книги вернулись на Родину."
Дар Солженицына, сила великой классической традиции не
осабевала в нем и ныне, когда вновь искры иронии наглядно засверкали на всех
волнах и поворотах новейшей русской истории. Солженицын – великий печальник за
родную землю, все видит, все понимает и... часто мучительно ищет объяснения
трагическому самообессиливанию родного народа. Трагической жертвой лицемерия и
двойной игры стала в его глазах русская культура. Ей усиленно навязывается пафос
самоуничтожения, небытия. Опять она должна... множить руины в духовном мире
человека, лишать всех ориентиров, путеводных звезд, зажженных Пушкиным, Толстым,
Достоевским, жить психозом разрушения и выжженной земли.
Солженицын-пророк отнюдь не опоздал со своим обличительным
словом всяческой деградации гуманизма. И сейчас сотрясаются основы культуры,
процесс одичания не встречает отпора. Писатель сражается – и это повторение
былого! – сразу на двух фронтах, отвергая и
стандарты "огосударственного" искусства
и постмодернизм, построенный на пренебрежении высшими
смыслами, на безбрежной всеядности и равнодушии.
Сложность судьбы Солженицына
в современной "постсоциалистической" России,
сложность его "победы" еще не приблизились к
разрешению. Впрочем, там, где мы ждем от Солженицына итога,
он часто оказывается... перед очередной проблемой. Степень вовлеченности
его в события наших дней столь велика, потенциал возможностей тоже, что
многие тупики способны оказаться просветом в будущее. Лишь бы вечно он был
текуч, неподконтролен, способен начать "собирать камни" для великого
общего дома русских людей.
На главную
|
|