Справа участок Солженицына граничит с участком премьера Касьянова. Последний в Троице-Лыкове не бывает, друг с другом соседи не общаются.
   Забор вокруг дачи и впрямь неприступный. По словам соседей, он остался еще с тех времен, когда участок принадлежал Кагановичу. Но Александру Исаевичу ограда от посторонних необходима, как никому другому. Ему нельзя отвлекаться от работы - ни на стук, ни на скрип, ни на шорох. Быть может, он сейчас погружен в XVIII век - а мы его возвращаем в нашу банальную действительность.
   Местные говорят, что журналисты толкутся у ворот солженицынского дома чуть ли не ежедневно, но чтобы кого-то пустили внутрь - таких случаев припомнить не могут. Рассказывают даже, будто некие западные корреспонденты заказали воздушный шар и попытались перелететь над участком писателя с противоположной стороны Москвы-реки. Они хотели заснять дом сверху, но были задержаны еще на старте охраной "заповедника" - так обычные троицелыковчане называют элитную часть своего села.
За все годы, что Александр Исаевич живет в Троице-Лыкове, местные жители видели его всего один раз. Тогда снимали кино и упросили писателя пройтись по селу. В остальных случаях из ворот выезжает автомобиль с затемненными стеклами, а кто там внутри - не разглядеть.
Иногда можно подкараулить Наталью Дмитриевну. Возвращаясь домой, она выходит из машины, чтобы отпереть ворота.
   "У нас нет слуг, - говорит Наталья Дмитриевна, - и некому делать вещи, которые я делаю сама". Конечно, физическим трудом, ремонтом, покраской, содержанием участка занимаются работники технических служб "заповедника". Кроме основного дома, на предоставленной Солженицыну территории есть и дом поменьше. Там живут старые друзья семьи, которые тоже помогают по хозяйству. Наталья Дмитриевна готовит на кухне, оборудованной по-современному: электрогриль, посудомоечная машина, многофункциональный комбайн, кофеварка.
    Солженицын считает: писатель должен общаться с читателями через свои книги. На вопросы журналистов он отвечает редко, терпеть не может сниматься, а пресс-конференции считает бессмысленными. Еще в 1962-м, взлетев на вершину славы, он заявил: "Я никакому корреспонденту, ни нашему, ни иностранному, интервью не дам и впредь давать не буду".
   Когда Солженицын вернулся в Россию, правительство Москвы выделило ему участок в пожизненное пользование. Добротный кирпичный дом построить в соответствии со всеми пожеланиями хозяина было непросто. Видимо, что-то сделали не так, и дом получился холодный.
Зато в нем много простора, света и тишины. Застекленная галерея ведет в большой холл, переходящий в гостиную, где горит камин и уютно поскрипывают полы, посредине стоит концертный рояль, а у стены - мягкий кожаный диван. На огромной веранде, выходящей к лесу, можно чаевничать, играть в шахматы и даже спать теплыми летними ночами. На длинных стеллажах разместился грандиозный архив Солженицына - все 120 тяжелых ящиков книг, рукописей, документов. Перепиской заведует теща писателя, Екатерина Фердинандовна, "Катечка". В середине 60-х, когда Солженицын познакомился с ней, она лихо водила "Волгу", а сейчас с тем же мастерством управляется с "Вольво".
   Левое крыло дома отдано Александру Исаевичу. С утра он поднимается на второй этаж и до шести вечера работает над очередной книгой. Один раз в сутки смотрит новости - и то не до конца, называет телевизор "несчастьем". Александр Исаевич никогда и ни от кого не принимает подарков. Единственное исключение он делает для "катечкиных" ландышей. Екатерина Фердинандовна ставит цветы ему в кабинет, и они стоят долго-долго, даже когда засохнут. И все же от одного подарка Солженицын не смог удержаться...




На главную
Реклама