Справа участок Солженицына граничит
с участком премьера Касьянова. Последний в Троице-Лыкове не бывает,
друг с другом соседи не общаются.
Забор вокруг дачи и впрямь неприступный. По словам
соседей, он остался еще с тех времен, когда участок принадлежал Кагановичу.
Но Александру Исаевичу ограда от посторонних необходима, как никому
другому. Ему нельзя отвлекаться от работы - ни на стук, ни на скрип,
ни на шорох. Быть может, он сейчас погружен в XVIII век - а мы его
возвращаем в нашу банальную действительность.
Местные говорят, что журналисты толкутся у ворот
солженицынского дома чуть ли не ежедневно, но чтобы кого-то пустили
внутрь - таких случаев припомнить не могут. Рассказывают даже, будто
некие западные корреспонденты заказали воздушный шар и попытались
перелететь над участком писателя с противоположной стороны Москвы-реки.
Они хотели заснять дом сверху, но были задержаны еще на старте охраной
"заповедника" - так обычные троицелыковчане называют элитную
часть своего села.
За все годы, что Александр Исаевич живет в Троице-Лыкове, местные
жители видели его всего один раз. Тогда снимали кино и упросили писателя
пройтись по селу. В остальных случаях из ворот выезжает автомобиль
с затемненными стеклами, а кто там внутри - не разглядеть.
Иногда можно подкараулить Наталью Дмитриевну. Возвращаясь домой, она
выходит из машины, чтобы отпереть ворота.
"У нас нет слуг, - говорит Наталья Дмитриевна,
- и некому делать вещи, которые я делаю сама". Конечно, физическим
трудом, ремонтом, покраской, содержанием участка занимаются работники
технических служб "заповедника". Кроме основного дома, на
предоставленной Солженицыну территории есть и дом поменьше. Там живут
старые друзья семьи, которые тоже помогают по хозяйству. Наталья Дмитриевна
готовит на кухне, оборудованной по-современному: электрогриль, посудомоечная
машина, многофункциональный комбайн, кофеварка.
Солженицын считает: писатель должен общаться с читателями
через свои книги. На вопросы журналистов он отвечает редко, терпеть
не может сниматься, а пресс-конференции считает бессмысленными. Еще
в 1962-м, взлетев на вершину славы, он заявил: "Я никакому корреспонденту,
ни нашему, ни иностранному, интервью не дам и впредь давать не буду".
Когда Солженицын вернулся в Россию, правительство
Москвы выделило ему участок в пожизненное пользование. Добротный кирпичный
дом построить в соответствии со всеми пожеланиями хозяина было непросто.
Видимо, что-то сделали не так, и дом получился холодный.
Зато в нем много простора, света и тишины. Застекленная галерея ведет
в большой холл, переходящий в гостиную, где горит камин и уютно поскрипывают
полы, посредине стоит концертный рояль, а у стены - мягкий кожаный
диван. На огромной веранде, выходящей к лесу, можно чаевничать, играть
в шахматы и даже спать теплыми летними ночами. На длинных стеллажах
разместился грандиозный архив Солженицына - все 120 тяжелых ящиков
книг, рукописей, документов. Перепиской заведует теща писателя, Екатерина
Фердинандовна, "Катечка". В середине 60-х, когда Солженицын
познакомился с ней, она лихо водила "Волгу", а сейчас с
тем же мастерством управляется с "Вольво".
Левое крыло дома отдано Александру Исаевичу. С утра
он поднимается на второй этаж и до шести вечера работает над очередной
книгой. Один раз в сутки смотрит новости - и то не до конца, называет
телевизор "несчастьем". Александр Исаевич никогда и ни от
кого не принимает подарков. Единственное исключение он делает для
"катечкиных" ландышей. Екатерина Фердинандовна ставит цветы
ему в кабинет, и они стоят долго-долго, даже когда засохнут. И все
же от одного подарка Солженицын не смог удержаться...
На главную
|
|