ул. Петропавловская (Коммунистическая),
25а
В
1946году
на площади для плац-парадов
на углу ул.Обвинская и
Торговая (25-Октября и
Советская)
было построено небольшое деревянной
здание, в котором 20
сентября этого же года
была поставлена опера А.Н.Верстовского
«Аскольдова могила». В 1863 году
здание театра сгорело, но
пермяки уже не мыслили
свою жизнь без
театральных постановок.
В 1870 году в центре площади для плац-парадов
было построено новое здание театра, а
площадь стала называться Театральной.
24
ноября 1870 года первый сезон в новом здании
открыла труппа А.Д.Херувимова оперой М.И.Глинки
«Жизнь за царя». Эта дата и считается днем
рождения Пермского театра оперы и балета.
27 февраля 1987 г. в Городской думе был поднят вопрос о постройке большого каменного здания для городского театра. Ходатойствовал об этом городской голова П.Д.Дягилев, он же внес 4 тысячи 500 рублей для строительства. Значительные пожертвования сделали рабочие Мотовилихинских заводов, служащие железной дороги, интеллигенция и купечество. Большие денежные средства вложил в возведение театра крупнейший пермский предприниматель И.И. Любимов.
В 1877 году приступили к строительству. Проектировали здание и курировали строительные работы два замечательных архитектора – Р.О. Карвовский и В.В. Попатенко, знатоки секретов акустики церковного строительства. Потолок был сделан из резонансной ели, в углах были вмонтированы перевернутые корчажки для усиления звука.
Еще
одна тайна замечательной акустики театра
была раскрыта во время капитального
ремонта здания в 1950 годах. Многих зрителей
да и артистов удивляло, что сцена
помещается на втором этаже, а под ней
расположены аркады каких-то галерей. При
вскрытии пола были обнаружены фарфоровые
слуховые трубы с отверстиями по всей длине.
Карловский заказывал эти трубы на
фарфоровом заводе.
В 1879 году в еще недостроенном здании
открыла сезон оперная труппа П.М.
Медведева из Казани постановкой оперы «Жизнь
за царая». В этом сезоне были показаны
также «Опричник» Чайковского, «Фауст»
Гуно, «Вольный стрелок» Вебера и другие
спектакли. Летописец Перми А.А. Дмитриев
отмечал: «Никогда прежде опера не
доставляла пермякам такого высокого
музыкального и художественного
наслаждения».
К
1880 году театр был полностью достроен. Здесь
ставили оперные, драматические,
опереточные спектакли... Многие
замечательные артисты императорских театров
любили играть на маленькой сцене нашего
театра. Слова, сказанные шепотом на сцене,
доносились одинаково хорошо до всех
зрителей, артистам не нужно было напрягать
голос.
Не
раз в наш город приезжали итальянские
артисты, и некоторые из них оставались
здесь, например Гораций Михайлович
Террачиано, кларнетист из Милана, Эдуард
Эдуардович Кабелла, организовавший в 1886
году первую профессиональную музыкальную
школу в Перми, и другие.
В
1895 году началась целая эпоха в истории
Пермского городского театра. Его взяли под
свое попечительство гласные Городской
думы, которые решили вести все театральные
дела за счет города. Была выбрана городская
театральная дирекция-антреприза, которую
возглавил статский советник А. В.
Синакевич.
Первый
«муниципальный» сезон открылся в сентябре
1895 года постанов-кой «Аиды». А всего
дирекция провела шесть сезонов.
Начинались они в сентябре, завершались
перед Великим постом; за сезон проходило
до ста и более спектаклей. В основном
ставилась русская классика, но были и
новинки, например «Богема» Пуччини или «Демон»
Рубинштейна. За это время Пермь получила
прочную репутацию театрального города,
про который говорили: «Летом он живет
навигацией на Каме, а зимой - оперой». К
сожалению, в 1901 году Городская дума
отказалась содержать театр, так как этого
не выдерживала городская казна.
На нашей сцене
блистали такие замечательные артисту, как
В. Эйген, А. Пасхалова, Ю. Загржевский, А.
Круглов. С
середины 90-х годов прошлого века на сцене
Пермского оперного утвердилось и
профессиональное хореографическое
искусство. В ноябре 1896 года здесь
состоялось представление небольшого
балета Занненфельда «Табор венгерских цыган»,
затем свет пермской рампы увидели «Волшебная
флейта» Дриго, «Фея кукол» Байера, а в
некоторых оперных спектаклях, например в «Фаусте»
или «Руслане и Людмиле»,
балетная труппа выступала с целыми
балетными актами.
Рассказывая
о театре, стоит рассказать и об одном из
самых талантливых и известных его
дирижеров - Людвиге Ивановиче Винярском.
У
мальчика с раннего детства обнаружились
исключительные музыкальные способности.
В 7 лет он уже замечательно играл на
скрипке, а е 10 -
поражал чуткостью передачи музыкальной
мысли композитора и нет обыкновенной
техникой игры. К несчастью, в юном возрасте
с ним приключилась беда: в результате
падения у стройного красивого мальчика"
стал расти горб, и невозможно было ничего
сделать. Талантливый юноша окончил
Варшавскую консерваторию по курсу
скрипичной игры, фортепиано и теории
музыки. Свою музыкально-педагогическую
деятельность он начал в Саратове в
музыкальных классах при отделении
Российского музыкального общества. Затем
он был приглашен в Пермь в качестве пер- ';'
вой скрипки в оркестр городского театра и
преподавателем в музыкальную школу.
После отъезда Кабеллы в 1900 году в
Петербург Винярский, ^ занял его место
дирижера городского театра.
Винярский
был дружен с местным поэтом и любителем
музыки Сергеем Андреевичем Ильиным,
который вспоминал позже о своем друге: «Это
был человек мягкого, ровного характера,
разносторонне образованный, осведомленный
решительно всем, чем может и должен
интересоваться интеллигент…
Оркестр,
которым руководил Винярский, был достоин
столичных сцен...». Винярский и Ильин были
членами музыкального кружка (см.: Дом
Дягилевых, стр. 373). Музыка под управлением
Винярского звучала и в саду Общественного
собрания - первом летнем театре Перми.
Вальсы, полонезы, польки, марши русских и
мировых композиторов-классиков были
Жизнь этого талантливого человека
прервалась 25 февраля 1901 года, в самом
расцвете его музыкальной деятельности.
Памятник с польским крестом и лирой,
изображенной на красивом постаменте, на
новом Егошихинском кладбище, сохранился до
наших дней.
Городской театр получил название театра
оперы и балета с 1931 года, когда была
организована первая постоянная оперная
труппа.
В мае 1956 года, в ознаменование 125-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского, театру было присвоено имя великого композитора (наш театр - единственный в России, на сцене которого поставлены все балеты и оперы на музыку, написанную Чайковским), а в 1969-м он получил почетное звание академического.
В
1956-1959 годах здание театра было
реконструировано (архитекторы С. С. Андреев,
Д. Я. Киржаков), увеличилась площадь сцены,
стало больше зрительских мест, но, к
великому сожалению, исчезло акустическое
волшебство, которое было присуще старому
театру.