ул. Петропавловская (Коммунистическая), 25а                                                                     

                                                                                                

b1.JPG    В 1946году на площади для плац-парадов на углу ул.Обвинская и Торговая (25-Октября и Советская)   было построено небольшое деревянной здание, в котором 20 сентября этого же года была поставлена опера А.Н.Верстовского «Аскольдова могила». В 1863  году здание театра сгорело, но пермяки уже не мыслили свою жизнь без театральных постановок.

   В 1870 году в центре площади для плац-парадов было построено новое       здание театра, а площадь стала называться Театральной.

   24 ноября 1870 года первый сезон в новом здании открыла труппа А.Д.Херувимова оперой М.И.Глинки «Жизнь за царя». Эта дата и считается днем рождения Пермского театра оперы и балета.

   27 февраля 1987 г. в Городской думе был поднят вопрос о постройке           большого каменного здания для городского театра. Ходатойствовал об этом  городской голова П.Д.Дягилев, он же внес 4 тысячи 500 рублей для строительства. Значительные пожертвования сделали рабочие Мотовилихинских заводов, служащие железной дороги, интеллигенция и купечество. Большие денежные средства вложил в возведение театра крупнейший пермский предприниматель И.И. Любимов.

   В 1877 году приступили к строительству. Проектировали здание и курировали строительные работы два замечательных архитектора – Р.О. Карвовский и    В.В. Попатенко, знатоки секретов акустики церковного строительства. Потолок был сделан из резонансной ели, в углах были вмонтированы перевернутые корчажки для усиления звука.

   Еще одна тайна замечательной акустики театра была раскрыта во время капитального ремонта здания в 1950 годах. Многих зрителей да и артистов удивляло, что сцена помещается на втором этаже, а под ней расположены аркады каких-то галерей. При вскрытии пола были обнаружены фарфоровые слуховые трубы с  отверстиями по всей длине. Карловский заказывал эти трубы на фарфоровом      заводе.

   В 1879 году в еще недостроенном здании открыла сезон оперная труппа П.М. Медведева из Казани постановкой оперы «Жизнь за царая». В этом сезоне были показаны также «Опричник» Чайковского, «Фауст» Гуно, «Вольный стрелок» Вебера и другие спектакли. Летописец Перми А.А. Дмитриев отмечал: «Никогда прежде опера не доставляла пермякам такого высокого музыкального и художественного наслаждения».

    К 1880 году театр был полностью достроен. Здесь ставили оперные, драматические, опереточные спек­такли... Многие замечательные артисты императорских теат­ров любили играть на маленькой сцене нашего театра. Слова, сказанные шепотом на сцене, доносились одинаково хорошо до всех зрителей, артистам не нужно было напрягать голос.

    Не раз в наш город приезжали итальянские артисты, и некоторые из них оставались здесь, например Гораций Михайло­вич Террачиано, кларнетист из Милана, Эдуард Эдуардович Кабелла, организовавший в 1886 году первую профессиональную музыкальную школу в Перми, и другие.

    В 1895 году началась целая эпоха в истории Пермского городского театра. Его взяли под свое попечительство гласные Городской думы, которые решили вести все театральные дела за счет города. Была выбрана го­родская театральная    дирекция-антреприза, которую возглавил статский советник А. В. Синакевич.

     Первый «муниципальный» сезон открылся в сентябре 1895 года постанов-кой «Аиды». А всего дирекция провела шесть сезонов. Начинались они в сентябре, завершались перед Ве­ликим постом; за сезон прохо­дило до ста и более спектаклей. В основном ставилась русская классика, но были и новинки, на­пример «Богема» Пуччини или «Демон» Рубинштейна. За это время Пермь получила прочную репутацию театрального го­рода, про который говорили: «Летом он живет навигацией на Каме, а зимой - оперой». К сожалению, в 1901 году Городская дума отказалась содержать театр, так как этого не выдержива­ла городская казна.

     На нашей сцене блистали такие замечательные артисту, как В. Эйген, А. Пасхалова, Ю. Загржевский, А. Круглов. С середины 90-х годов прошлого века на сцене Пермского оперного утвердилось и профессиональное хореографическое искусство. В ноябре 1896 года здесь состоялось представле­ние небольшого балета Занненфельда «Табор венгерских цы­ган», затем свет пермской рампы увидели «Волшебная флей­та» Дриго, «Фея кукол» Байера, а в некоторых оперных спектаклях, например в «Фаусте» или «Руслане и Людмиле»,  балетная труппа выступала с целыми балетными актами.

     Рассказывая о театре, стоит рассказать и об одном из самых талантливых и известных его дирижеров - Людвиге Ивановиче Винярском.

   У мальчика с раннего детства обнаружились исключительные музы­кальные способности. В 7 лет он уже замечательно играл на скрипке, а е 10 - поражал чуткостью передачи музыкальной мысли композитора и нет обыкновенной техникой игры. К несчастью, в юном возрасте с ним приключилась беда: в результате падения у стройного красивого мальчика" стал расти горб, и невозможно было ничего сделать. Талантливый юноша окончил Варшавскую консерваторию по курсу скрипичной игры, фортепи­ано и теории музыки. Свою музыкально-педагогическую деятельность он начал в Саратове в музыкальных классах при отделении Российского му­зыкального общества. Затем он был приглашен в Пермь в качестве пер- ';' вой скрипки в оркестр городского театра и преподавателем в музыкаль­ную школу. После отъезда Кабеллы в 1900 году в Петербург Винярский, ^ занял его место дирижера городского театра. Винярский был дружен с местным поэтом и любителем музыки Серге­ем Андреевичем Ильиным, который вспоминал позже о своем друге: «Это был человек мягкого, ровного характера, разносторонне образованный, осве­домленный решительно всем, чем может и должен интересоваться интеллигент…  
           Оркестр, которым руководил Винярский, был достоин столичных сцен...». Винярский и Ильин были членами музыкального кружка (см.: Дом Дягилевых, стр. 373). Музыка под управлением Винярского звучала и в саду Общественного собрания - первом летнем театре Перми. Вальсы, полонезы, польки, марши русских и мировых композиторов-классиков были послушны его дирижерской палочке.

     Жизнь этого талантливого человека прервалась 25 февраля 1901 года, в самом расцвете его музыкальной деятельности. Памятник с польским кре­стом и лирой, изображенной на красивом постаменте, на новом Егошихинском кладбище, сохранился до наших дней.

     Городской театр получил название театра оперы и балета с 1931 года, когда была организована первая постоянная оперная труппа.

    В мае 1956 года, в ознаменование 125-летия со дня рожде­ния Петра Ильича Чайковского, театру было присвоено имя великого композитора (наш театр - единственный в России, на сцене которого поставлены все балеты и оперы на музыку, написанную Чайковским), а в 1969-м он получил почетное звание академического.

      В 1956-1959 годах здание театра было реконструировано (архитекторы С. С. Андреев, Д. Я. Киржаков), увеличилась площадь сцены, стало больше зрительских мест, но, к великому сожалению, исчезло акустическое волшебство, которое было присуще старому театру.

                                                                                                                                         

                                                     

 

 

 

 

Реклама