угол ул. Монастырская (Орджоникидзе), 10 и Кунгурская, 2 (Комсомольский пр-т, 4, 6)
Здания
бывшего Спасо-Преображенского монастыря,
прежде всего кафедральный собор и
архиерейский дом, расположенные на самой
высокой точке приречной горы Слудки, -
наиболее значительные и
монументальные сооружения старой Перми. В
комплекс монастыря входили: двухэтажные
каменные здания, расположенные по
Набережной (Окулова), 1 2, 4, 6 до угла
Кунгурской (Комсомольский пр-т); полукаменный
дом на углу ул. Оханская (Газеты «Звезда»), 1
и Монастырская (Орджоникидзе), 8;
консистория - двухэтажное каменное
здание на углу ул. Оханская, 2 и
Монастырская, 6; духовная семинария -
трехэтажное каменное здание на Монастырской,
12; собственно здания главного
архиерейского дома и кафедрального собора
на углу ул. Монастырская, 10 и Кунгурская, 2 (Комсомольский
пр-т, 4, 6).
История
строительства собора такова.
Одновременно
с учреждением Пермского наместничества
императрица Екатерина II 31 марта 1781 года
собственноручно подписала указ о
переводе в новоучрежденный город Пермь
мужского Спасо-Преображенского
Пыскорского монастыря.
Монастырь
был основан в 1560 году братьями
Строгановыми в селе Пыскор на правом
берегу реки Камы. Он слыл богатейшим во
всем Приуралье, но со временем пришел в
упадок. Из-за ветхости зданий его несколько
раз переводили в разные места.
Е.
П. Кашкин, первый пермский наместник,
посчитал, что этому знаменитому и
древнему монастырю приличнее находиться в
губернском центре. Дело о переводе
монастыря, начатое Кашкиным, закончил его
преемник генерал-поручик А. А. Волков.
После
официального упразднения монастырские
постройки были разобраны и материал по
Каме перевезен в Пермь. В 1789 году план
нового Спасо-Преображенского монастыря
был заказан в Москву. Проект стоил 151,5
тысячи рублей, а в Перми в наличии было
лишь 8 тысяч рублей.
Под
обитель отвели Слудскую гору, на которой,
за исключением небольшого пространства,
называемого Сенькиным полем, находился
густой еловый лес. Его вырубили, оставив
для будущего сада немного деревьев по краю
камского берега и над речкой Медведкой.
Закладка
обители была произведена 25 мая 1793 года.
Прежде других зданий в 1793-1798 годах возвели
юго-западный жилой корпус и в нем
устроили келейную церковь во имя св.
Стефана, просветителя Земли Пермской,
освященную 24 ноября 1793 года (по ошибке
архитектора алтарь выходил на северную
сторону, и только через пять лет алтарь
перестроили, и он стал смотреть на восток).
Дом
построен в стиле русского классицизма (предположительно,
архитектором Г. X. Паульсеном); в 1853 и 1901
годах здание подвергалось реконструкции:
первый раз - архитектором Г. П. Летучим,
второй - архитектором А. Б. Турчевичем. В
постройке нашли свое отражение
специфические черты уральской
архитектуры: мощные стены из кирпича,
толщина которых доходит до 2 м,
металлические решетки в окнах, чугунные
двери, чугунные полы напоминали
воеводские дома-крепости.
С начала
1930-х годов здесь, в главном здании
Архиерейского дома (16 декабря 1799 г. по
указу императора Павла I была учреждена
самостоятельная Пермская епархия, при этом
Пермский мужской Спасо-Преображенский
Монастырь был обращен в Архиерейский дом),
располагается областной краеведческий
музей.
Однако
вернемся в конец XVIII века. В 1798 году была
проведена закладка Спасо-Преображенского
кафедрального собора, автором проекта
которого, предположительно, был М. Ф.
Казаков или его ученики. Постройка его
продолжалась более 30 лет и закончилась в
1832 году.
В 1810
году за строящимся кафедральным собором с
ул. Набережной был возведен, как писал
священник И. Шестаков в книге «Краткий
исторический очерк столетия Пермской
епархии», «двухэтажный каменный корпус
для помещения монашествующих и
архиерейских певчих с домовой Крестовой
церковью».
Строительство
собора затянулось, и только в 1819 году был
закончен летний храм собора во славу
Преображения Господня, а в 1820-м - теплый
храм во имя св. Стефана. В летнем соборе был
поставлен иконостас, взятый из
Пыскорского монастыря. Иконы в теплый
собор были пожертвованы президентом
Императорской Академии художеств, графом
А. С. Строгановым.
В 1818
году на паперти собора заложена массивная
колокольня, которая проектировалась
архитекторами Л. Руска и П. Т. Васильевым.
Окончательный вариант колокольни выполнен
архитектором И. И. Свиязевым. Строили
колокольню артели подрядчиков Р. С.
Белоногова и А. П. Гусева на деньги, занятые
у Верхотурского монастыря и собранные от
частных пожертвований, но все же этих
денег не хватило на последний ярус
колокольни, и проект не был завершен до
конца. Работы по возведению 67-метровой
колокольни велись более 14 лет.
К 1850
году собор уже обветшал, и губернский
архитектор Г. П. Летучий предложил проект
его реконструкции. При помощи крытых
переходных галерей он соединил в единый
комплекс колокольню, собор и
архиерейский дом.
24
февраля 1891 года был освящен вновь
устроенный придел в честь Покрова Божией
Матери. В 1892 году приступили к расширению
кафедрального собора боковыми пристроями.
Обширная паперть соединилась с зимним
собором, составив его западную часть. В
пристроях было два придела - правый, в честь
Иоанна Предтечи, левый - во имя св. Дмитрия
Ростовского, освященные в 1895 году. Первый
строился на деньги купца И. Г. Кондрашина,
второй - на средства, оставленные по завещанию
ключаря собора протоиерея Д. Г. Коровина.
В
1892 году была капитально отреставрирована
домовая Крестовая церковь, которая с 1896
года именовалась в честь угодника Божия
Митрофана Воронежского. Иконостас из
верхнего этажа спустили в нижний, при этом
пол между верхним и нижним этажами уничтожили,
так что церковь стала двусветной и
высокой. Широкая чугунная лестница, ведущая
из Крестово-Митрофаневской церкви в
кафедральный собор, была убрана за ненадобностью.
Вместо нее построено теплое помещение: вверху
- для квартир священнослужителей, внизу -
для паперти Крестово-Митрофановской церкви.
После реставрации 13 октября 1896 года
церковь была освящена.
В свое время
кафедральный собор расписывали художники
Угрюмов, Егоров, Шебуев, Боровиковский,
Базилевский, профессора живописи Орлов и
Верещагин, лучшие местные крепостные
живописцы Казаков и Лодейщиков.
В 1931 году, в
связи с передачей здания бывшего кафедрального
собора Пермскому музею для размещения там
художественной галереи, был составлен
проект его перепланировки архитектором Н.
А. Шваревым. В конце 50-х годов здание
пережило еще одну реконструкцию (архитектор
Д. Я. Рудник). Летняя часть собора получила
трехэтажное деление, были отремонтированы
фасад и крыша, восстановлена первоначальная
окраска, проведено центральное отопление,
устроены электрическая подстанция,
внутренняя телефонная сеть и т. д.
Несмотря
на большое количество переделок, собор
отличается целостностью, монолитностью и
одновременно изяществом силуэта, оставаясь
до сих пор одним из самых значительных и
красивых сооружений города.