Список
Страница разработана с использованием материалов Государственного архива Пермской области



Мария ЩУКИНА © 2002
Анна Волкова © 2003
Руководитель: Соломеина В.В.
 
Храмы Перми

В сентябре 1998г в г.Перми произошло весьма примечательное событие - был создан Межконфессиональный консультативный комитет Пермской области, объединивший местных лидеров шести традиционных религий (православие, ислам, старообрядчество, иудаизм, лютеранство и католицизм). Аналогов данной общественной организации нигде нет.

Уже в 18в. в Пермском крае не наблюдалось каких-либо столкновений на религиозной почве. Религиозные группы не были замкнутыми, изолированными. Можно привести множество тому примеров.

Первым директором Главного народного училища в Перми в 1786г. стал лютеранский пастор профессор философии Христиан-Михаэль Геринг. Другой лютеранин - К.Ф. Модерах в конце 18в - нач.19в. управлял Пермской губернией, внося весомый вклад и в утверждение православия.
Многие из лютеран пользовались заслуженным авторитетом среди большего числа представителей других религий. Так, "увещание" жителям Пермской губернии о необходимости прививать оспу епископ Пермской Иустин (Вишневский) написал по просьбе врача-лютеранина Иогана-Фридриха Граля, жившего в Перми с 1799 по 1835г.

В многонациональных учебных заведениях Перми религиозным обучением занимались не только православные священники. В начале ХХ в. в Алексеевском реальном училище ксендз Казимир Мустейкис преподавал основы католицизма, раввин Леон Линдербратен - основы иудаизма.

До революции в Перми издавался совместный календарь - православный, мусульманский и иудейский.

В 1918 году большевики захватили православного священника из г. Лысьвы М. Добротворского, намереваясь его расстрелять. Вместе с православными об арестованном пастыре ходатайствовали старообрядческие наставники и представитель мусульманского духовенства. Боясь выражений народного возмущения, большевики заменили расстрел штрафом в 5000 рублей. Платили всем миром : 1810 рублей внесли старообрядцы разных согласий, 350 рублей - мусульмане. Жизнь священника была спасена.

Перечисленные примеры со своей очевидностью свидетельствуют, что и во время социальных катаклизмов в Пермском крае не наблюдалось не только конфликтов на религиозной почве, но и какого-либо охлаждения в межрелигиозных отношениях. Любопытно также заметить, что пермскую синагогу проектировал старообрядец В.Е. Гладких. Другой старообрядец - М.К. Крылов вкладывал большие средства в строительство православной Всехсвятской церкви г. Перми.

Современная жизнь предоставляет новые яркие примеры. "Лучше всего нас принимали мусульмане (пермские ), - говорил летом 2002 г. священник Александр Петропавловский, возглавивший крестный ход "Екатеринбург-Кострома". " В Барде к нам даже их священство приезжало, и мы ни в чем не знали нужды, идя по татарским селениям. Везде нас поили чаем, угощали".

Добрые традиции все еще живы. Сумеем ли мы их сохранить ?

Реклама