ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ И ГОРОДА ПЕРМИ
ПРЕДЫСТОРИЯ Г. ПЕРМИ
Во второй половине XVI в. в район будущей Перми начало проникать, преимущественно с севера, русское население. В 1558 г. обширные земли на Верхней Каме до устья р. Чусовой царь Иван IV отдал богатым солепромышленникам Строгановым, а в 1568 г. пожаловал им все земли по Чусовой "с устья и до вершины и от Чусовой реки вниз по реке Каме до Ласьвинского бору". В 1579 г., по переписи И. И. Яхонтова, земли по Чусовой и ниже "от устья Чусовые реки вниз по Каме-реке и до речки Ласьва - 20 верст" числились в южной части строгановской вотчины с центром в Нижнем Чу-совском городке. Ближе к концу XVI в. и в XVII в. к основным переселенческим потокам с севера прибавились русские переселенцы, добиравшиеся к будущей Перми по Волге и Каме из центральных и южных регионов России.
Строгановы начали вытеснять татаро-башкир с их земель. Татарский мурза Култай Шигирев вместе со своим юртом переселился в верховья Нижней Мулян-ки, и место его поселения стало называться Култаевым Полем. В начале XVII в. его сын Шигилей Култаев получил жалованную царскую грамоту на владение своей вотчиной. Однако постепенно татарское население было вытеснено на Верхнюю Мулянку, где основало деревни Кояново и Тасимки (Касимово). Татаро-башкирские поселения оказались в окружении русских. Часть татар и башкир переселилась в русские деревни, которые получили свои названия по речкам (Верхние Муллы и Нижние Муллы).
Административным центром этой части Строгановской вотчины являлось с. Никольское (с 1647 г. -. Верхние Муллы). Здесь находились церковь, два двора, принадлежавшие Строгановым, стоял небольшой гарнизон, в составе которого был пищальник Павлик Кузьмин по прозвищу Брюхан, родоначальник фамилии Брюхановых. В селе было 53 двора, проживало 67 человек мужского пола. Около села имелось 39 десятин пашни и 155 десятин сенокосных угодий. Недалеко от села на р. Пиже стояла колесная водяная мельница.
В низовьях р. Чусовой и на прилегающих к ним землях, по переписи М. Кайсарова (1623), было 5 русских деревень и починков. Одна из деревень находилась у подножия Галкинского городища ананьинскои культуры и называлась Чудским городищем. Рядом с ней были еще две деревни: Под белым камнем и Усть-Чусовые реки. Две деревни стояли на правом берегу Камы, а однодворный починок Висим - на левом ее берегу, над речкой Висим, очевидно, в районе современной Мотовилихи, где один из микрорайонов и сейчас зовется Висимом.
Таким образом, в 1623 г. на территории современной Перми и ближайших ее окрестностей существовало 12 русских поселений. Фамилии и прозвища свидетельствовали о смешанном составе жителей. Кроме русских, было немало татарских фамилий (Шалимов, Сутормин), а также мордовских (Ивашко Кондратьев сын Мордва). Большее количество русских крестьян составляли переселенцы из северных районов Поморья (Пинежанин, Галичанин, Важенин, Устюжанин, Вологжанин), а также из ранее заселенных уездов Верхнего Прикамья "(пермитины, усольцы, обвинцы, инь-венцы).
Население быстро возрастало за счет как переселения русских крестьян из других уездов, так и естественного прироста. По данным переписи Елизарова (1647), здесь насчитывалось уже 27 русских поселений: одно село, 21 деревня, 5 починков, то есть вдвое больше, чем 24 годами раньше. Втрое выросло числожителей с. Верхние Муллы, более чем в 5 раз - д. Нижние Муллы. Эти поселения стали центрами внутренней колонизации ближайшей округи. От них отпочковались новые небольшие выселки (Субботни, Сподобин, Усть-Чусовая, Артемьева). Надо отметить, что многие из деревень, зафиксированных при переписи, сохранились до наших дней (Култаево, Субботино, Савино).
В переписи Елизарова впервые упомянут двудворный починок в устье Егошихи при впадении ее в Каму, который находился в совместном владении Строгановых.
Численность русского населения на территории нынешней Перми и ее окрестностей неуклонно возрастала. По переписи Ф. Ф. Бельского (1678), здесь было уже 33 поселения: 2 села, 21 деревня, 10 починков. За 55 лет число поселений возросло почти в 3 раза. Наряду с продолжавшимся притоком людей из северных уездов Поморья происходило и значительное перемещение населения из других частей Строгановских вотчин (Орла-городка), Кишерти, Очера, с Сылвы, а также из Нижнего Прикамья и Поволжья (Сарапула, Елабуги, Нижнего Новгорода), Москвы и из других мест.
Починок в устье Егошихи превратился в деревню. В 1678 г. в ней насчитывалось 7 крестьянских дворов, в которых проживало 26 человек мужского пола.
Таким образом, переписные книги XVII в. показывают, что местность, в которой возник Егошихинский завод, задолго до его создания была заселена коми-пермяками, татарами, башкирами и русскими крестьянами. К концу XVII в. здесь находилось более 30 русских поселений, в том числе одно в устье Егошихи, а другое на Висиме. Несколько поселений было расположено не более чем в 10 километрах от Егошихинского починка. Деревню в устье Егошихи (Ягошихи) в конце XVII в. именовали по речке, иногда по фамилии преобладавшего числа жителей - Брюхановой, Брюхановкой.
-Завод, построенный здесь в 1723 г., был назван по .реке и деревне. Часть обитателей деревни, очевидно, позднее вошла в состав населения завода, о чем свидетельствуют некоторые фамилии жителей, например Верхоланцевых, сохранявшиеся как в период превращения Егошихинского завода в губернский город Пермь, так и позднее.
Разработку пермских медистых песчаников, начатую древнейшим местным населением, продолжили русские крестьяне. В 1970 г. в полукилометре от с. Савино, где в XVII в. находилась русская деревня, археолог В. А. Оборин исследовал остатки небольшой медеплавильной печи начала XVIII в. Размеры ее 2x1,5x1,5 м. Около печи найдены медные шлаки и куски медистого песчаника, в окрестностях села - заброшенные рудники. Это остатки кустарного крестьянского промысла по выплавке меди, который был позже запрещен егошихинской заводской администрацией.
В. Н. Татищева без натяжки следует считать основателем Егошихи, а вот его роль в развитии будущей Перми весьма мала. К тому же, после того как он в1734 г. снова появляется на Урале в качестве горного начальника, то рекомендует главным городом Прикамья сделать Кунгур и переводит туда из Соликамска воеводское правление. Тогда же Татищев предложил выделить Соликамский и Кунгурский уезды из Казанской губернии в особую провинцию, именуя ее Камской или Пермской. Таким образом, Татищев не только не понимал возможной роли окрестностей Егоши-хи как центра крупной территории, но и не считал ее перспективным населенным пунктом и заводом.
Собственно говоря, Татищев не является и строителем Егошихи: к моменту ее закладки он уже был смещен с поста и исполнял распоряжения своего сменщика. Строителями Егошихи, таким образом, и надо считать генерал-майора В. И. Геннина, мастера В. Одинцова и шведского пленного капитана Ю. Берглина. Двое последних как раз непосредственно руководили строительством завода.
Следует отметить, что нам известно несколько планов Егошихинского завода. Самый ранний из них датируется декабрем 1723 г. и имеет надписи, оставленные, по мнению некоторых ученых, рукой В. Татищева.
К 1735 г. у завода была построена крепость, окружавшая административные здания, рядом с ней - жилой поселок с регулярной планировкой. На нижней террасе берега сооружены причалы и улица жилых домов. В центре поселка построена деревянная церковь.
Население поселка формировалось не только за счет присланных казной или приписанных к заводу, но и за счет естественных миграций. Так, еще б декабря 1723 г. Геннин предписал: "велено на Ягошихинский завод принимать всех чинов людей, кроме беглых солдат, разбойников, воров и тех, которые деньги взяли от Строгановских приказчиков для подряду в работу наперед, при желании их быть у угольного сжения и прочего заводского мастерства". За два последующих года на основании этого распоряжения "принято и поселено при Ягошихинском заводе пришлых из разных мест мужского полу 222 души". Несомненно, чтов то время в Егошихе были и ремесленники, как и в аналогичных населенных пунктах городского типа. Но конкретных и достоверных фактов об этом нет..
Документ:
"В сие же время, когда дорога из России в Сибирь через Соликамск в Верхотурье была оставлена и проложена через Кунгур, то разные товары, следующие в оную привозимы были на судах к Егошихинскому заводу, а от оного сухим путем везены были в Сибирь. Приставали же к оному казенные и партикулярные караваны с вершин рек Чусовой и Камы".
В конечном счете в 1745 г. Верхотурская дорога была оставлена в пользу маршрута, проходившего через Екатеринбург, Кунгур и далее на запад. Таким образом, Егошиха оказалась теперь на большом транспортном пути.
По этой причине в заводе "началась торговля, для которой поселились несколько купцов и сделан был деревянный гостиный двор". Это сказалось на изменении задач Егошихи как населенного пункта. Теперь основным направлением ее развития становится не заводское производство, а торговля и транспортное обслуживание. Особенно высока была роль Егошихи как перевалочного пункта, где перегружались "партикулярные и казенные" караваны с железом и иными грузами, прибывающие по Чусовой и Каме.
В 50-е гг. XVIII в. правительство возобновляет практику передачи казенных заводов в частные руки, чтобы поддержать экономическое положение дворянства
<<<Назад
Далее>>>
Реклама