Городской театр получил название театра оперы и балета в 1931 году, когда была организована первая постоянная оперная труппа.
После разрушений и потерь времен Великой Отечественной Войны потребовалось время для развития театра. Восстановление и формирование театра было поручено новому директору С.Г.Ходесу, который пребывал в этой должности с мая 1944 до 1973 года. Театр подчинялся всем законам военного времени: ненормированный рабочий день, внеплановые спектакли и концерты, постановки на труднейших "несценических" площадках. Трудностей было немало, но уже в октябре 1944 года был дан первый спектакль - опера Бородина "Князь Игорь".
В 1945 году состоялись премьеры семи опер и одного балета.
Главному режиссеру А.Людмилину, директору театра С.Г.Ходесу и нескольким ведущим солистам были присвоены почетные звания, а театр в связи с семидесятипятилетием награжден орденом Трудового Красного Знамени. Среди периферийных театров страны наш театр стал первым орденоносным. Но первым он был не только в отличиях. В послевоенные годы начинают утверждаться главные творческие принципы пермского театра.
Один из творческих принципов театра - работа над произведениями современных композиторов. Другой основопологающий принцип - попытка освоить все оперное и балетное наследие П.И.Чайковского, уроженца Прикамья. Театр стал подлинным домом Чайковского. В мае 1965 года, в ознаменование 125-летия со дня рождения П.И.Чайковского, театру было присвоено имя великого композитора, а в 1969 году он получил почетное звание академического. На сцене театра идут все сценические произведения великого русского композитора - десять опер и три балета.
Высокая танцевальная техника, подлинное чувство ансамбля, чистота стиля - все эти качества последовательно обретала балетная труппа театра.
В 1956-1959 годы здание театра было реконструировано (архитекторы С.С.Андреев, Д.Л.Киржаков), увеличилась площадь сцены, стало больше зрительских мест, но, к великому сожалению, исчезло акустическое волшебство, которое было присуще старому театру. Однако в настоящее время, спустя четыре десятилетия, театр снова нуждается в основательной реставрации.
Сейчас в репертуаре театра оперы Чайковского "Пиковая дама","Евгений Онегин","Иоланта","Орлеанская дева"; балеты "Лебединое озеро","Спящая красавица","Щелкунчик". Впервые в стране на пермской сцене в середине 80-х годов был проведен фестиваль оперно-балетного наследия С.С. Прокофьева.
"Золотой фонд" репертуара театра составляет классика, постановки постоянно обновляются, сохраняя не музейную, а современную художественную форму. Русская классика представлена операми А. Бородина "Князь Игорь", Н. Римского-Корсакова "Царская невеста", "Кащей Бессмертный", "Снегурочка". Не сходят со сцены популярные оперы Дж. Верди, Дж. Пуччини, В.А. Моцарта, Ш. Гуно, Р. Леонкавалло. Пермский театр возвращает зрителям и незаслуженно забытые музыкальные полотна. На его сцене обретают многие сочинения современных композиторов.
Большой интерес меломанов и критики вызвали постановки: "Летучий голландец" Р. Вагнера, "Магдалена" Прокофьева, одноактные оперы Ф. Пуленка, де Фальи. В Перми впервые свет рампы увидела опера Александра Чайковского "Три сестры Прозеровы" по А.П.Чехову и одноактный балет "Дама Пик"
Хорошей традицией в последние годы стали совместные постановки на Пермской сцене: "Пер Гюнт" Э. Грига, поставлен американским хореографом Беном Стивенсоном, "Кончерто барокко" И. С. Баха - дар Фонда Дж. Баланчина. Совместный российско-американский культурный проект - постановка одноактных балетов "Сомнанбула" В. Риети и "Доницетти-вариации". Российско-испанская постановка оперы "Саломея" Р. Штрауса стала заметным событием Международного фестиваля в Мадриде осенью 1995 года. Русская опера "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова.
Третьей балетной Меккой, после Москвы и С-Петербурга, называют Пермь , где рядом с академической труппой работант прославленое хореографическое училище. Начиная с 70-х годов Пермский балет находится в орбите неослабевающего внимания многочисленной зрительской аудитории проктически всех континентов. Следует отметить, что своему развитию хореографическое искусство Прикамья во многом обязана ленинградской балетной школе. В годы Великой Отечнственной войны на Урал был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, ныне Мариинский театр. Пребывание этого замечательного творческого коллектива оставило глубокий след в театральном искустве Перми. Ленинградцы помогли созданию хореографического училища, что открыло новую страницу в жизни Пермского балета, получившего базу для дальнейшего творческого роста. Единство исполнительного стиля солистов и кордебалета - особенность коллектива. Пермский балет, пожалуй, единственная трупа в Российской Федерации, которая полностью состоит из выпускников одной школы.
Не одно десятилетие уральская сцена являлась своеобразной "стартовой площадкой" для многих артистов, известных далеко за пределами России. В Пермском театре начиналась творческая биография многих "звезд первой величины" столичных и других крупнейших театров страны. Имена всемирно известных танцовщиков - Галины Рагозиной-Пановой, Любови Кунаковой, Надежды Павловой, Ольги Ченчиковой, Марата Даукаева, Юрия Петухова, Галины Шляпиной, Светланы Смирновой, Елены Кулагиной - прославили Пермский край.
Зарубежные гастроли, участие в Международных фестивалях оперных певцов и балетной труппы принесли заслуженную славу Пермскому театру. Начиная с 1973 года Пермская труппа в полном составе выезжала на гастроли в Австрию, Италию, Югославию, Болгарию, Чехословакию, Германию, Польшу, Бельгию, Нидерланды, Австралию и Новую Зеландию, Японию и Южную Корею, Англию, Ирландию, Испанию, Китай, США.
На разных континентах мира побывали ведущие солисты Пермского театра с концертными програмами и участвуя в постановках спектаклей. Во Франции и на Кубе, Камюодже и Канаде, В Тайланде и Египте, в Никарагуа, Индии, США - всюду, где выступали артисты, они получали признание взыскательной критики и обрели верных друзей и поклонников оперного и балетного искусства Перми, одного из крупнейших центров европейской России.